ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ
Сообщения, которые благодарил пользователь Голос: 1 (всего благодарностей: 1)  Профиль
Автор Сообщение
Leksey
Добавлено: 27 Янв-09 0:05, Вт  

Появились причины залезть внутрь климатической установки (такая необходимость, к примеру, может возникнуть при течи радиатора отопителя или испарителя кондиционера, а, может быть, просто захотелось разобрать и посмотреть, что там внутри Wink ; и как она работает)?
Предлагаю фотоотчет о снятии и разборке климатической установки на автомобиле Соната-5, 2.0л, DOHC G4JP-E, МКПП, 2005г, ТагАЗ. Кондиционер без климат-контроля.

(если кто смог осуществить снятие/разборку климатической установки другим, менее затратным способом, будет к месту рассказать; так же поправьте, если заметите глупости).

Система салонного климата собрана в двух самостоятельно закрепленных, примыкающих через поролоновое уплотнение друг к другу, корпусах.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Наружный воздух попадает из канала забора (что под дворниками) в корпус вентилятора/испарителя кондиционера с правой стороны сверху, смотря из салона, через блок заслонок рециркуляции, который смонтирован на корпусе, как его часть. Проходя вентилятор, фильтр и испаритель, воздух направляется в корпус отопителя. Там попадает на радиатор или мимо него (в зависимости от положения заслонки), и сквозь остальные заслонки распределения потоков разбегается через выпускные окна корпуса в воздуховоды (лобовое/дефлекторы/ноги).

Надо сказать, что потраченные пару вечеров на разборку скорлупы «по месту» привели только к ранениям на руках и измученным кронштейнам креплений. Правда, добраться все же удалось до всех винтиков и защелок, что кроме массы лишних трудозатрат, мало к чему хорошему привело. В итоге зафиксировалось мнение, что без снятия отопителя в сборе для полной ревизии (ремонта/замены) радиатора и других внутренностей не обойтись. А для снятия блока отопителя целиком не обойтись без освобождения болтов/гаек крепления всей передней панели и силового элемента трубчатого сечения (труба диаметром около 5см, что установлена поперек салона под панелью и держит на себе консоль панели и рулевую колонку). Не разъединить так же полностью и корпус испарителя кондиционера без снятия последнего (а значит и без спуска фреона). Работа, в общем-то, совсем не большая и не страшная.

Без снятия климатической установки можно провести с системой следующие мероприятия (размышления перед снятием частей панели):

Для замены воздушного фильтра достаточно освободить два пластмассово-резиновых ограничителя бардачка (поддев ближнюю сторону и вынув их из отверстий) и откинуть его в ноги пассажира.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Откроется доступ к крышке с поворотной защелкой, под которой и установлен фильтр, состоящий из 2-х половинок. Половинки фильтра расположены одна над другой вертикально вдоль авто и извлекаются вытягиванием на себя.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Для того чтоб увидеть всю доступную часть корпуса вентилятора/испарителя, снимаем бардачок с его кузовом, для чего откручиваем 2 винта под крест (верхние) и 2 под ключ на 10 (нижние); отведя кузов, разъединяем клемму освещения ящика и снимаем бардачок.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Снимаем, потянув вниз, пластиковый щиток, закрепленный снизу на корпусе вентилятора/испарителя на двух защелках.

Чтоб окно фильтра открылось полностью, нужно снять и нижнюю часть его крышки.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Добавлено спустя 5 минут:

На месте (без снятия блоков) возможно через окно фильтра осуществить очистку входной стороны испарителя кондиционера, даже с его продувкой (можно омыть без напора; жидкость отведется в подкапотное пространство по дренажу для конденсата).
Отдельно можно снять, открутив снизу 3 винта под крест и сняв клемму, электродвигатель с вентилятором (вынимается вниз). Маленький пластмассовый патрубок вынимается с двигателем из корпуса и служит (видимо) для обдува обмоток моторчика.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Так же можно снять датчик температуры поступающего к вентилятору воздуха, сняв с него клемму и открутив 2 винта под крест/ключ на 7. Вставлен он сверху на ближней к глазу части корпуса.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


От корпуса печки после снятия боковых панелек тоннеля (по 3 винта под крест) можно открутить (винт под крест и две петельки на язычках) снизу переходную крышку. Обслуживать там, кроме одного из приводов заслонок печки, нечего. И без намерений снимать отопитель кроме утоления любопытства это вряд ли обернется какой-то пользой.

Приводы всех заслонок системы можно увидеть без значительных демонтажных работ. Их три. Первый закрывает/открывает пару заслонок рециркуляции на правом торце блока вентилятора/испарителя.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Два остальных на печке: один приводит сразу три главные заслонки подачи воздуха (установлен снизу блока, видно из ног пассажира);
второй приводит тоже три (лоб. стекло, дефлекторы, ноги) заслонки потоков (на левой стенке блока, со стороны ног водителя).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Проверить функционирование механики заслонок можно, последовательно переключая кнопки направления обдува и наблюдая за перемещением рычагов и направляющих приводов. Изучив логику действия управляющих клавиш и последовательность вступления в работу рычагов каждой заслонки, можно сделать вывод об исправности механизма распределения воздуха.
Если рычаги приводов не сняты (не лечим приводы), не стоит пытаться перемещать руками заслонки, ибо редукторы приводов этого не позволяют.
Электроприводы заслонок крепятся к кронштейнам винтиками под крест; корпуса приводов собраны на застежках и содержат в себе электромоторчик на плате и набор шестеренок в качестве редуктора.

Сняв блок испарителя целиком (спустив фреон), можно увидеть и обслужить значительную часть входной стороны радиатора печки.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Теоретически, если спускать фреон категорически не хочется, можно попробовать наоборот, демонтировав всю панель (… точнее – почти всю переднюю часть салона), отсоединить полностью блок печки, не снимая испаритель. Однако придется справляться с разведением бортиков стыковки блоков (Их конфигурация предусматривает простое подведение блока испарителя к установленному блоку печки, но не наоборот), что затруднено заведенными в моторный отсек штуцерами.

Добавлено спустя 9 минут:

Снятие блока вентилятора/испарителя.

Во избежание замыканий отключаем аккумулятор.

При подобных «разборках» лучше сразу заготовить тару под груды болтиков и подписывать если не каждый, то комплектики с одного узла – точно.


Для снятия только блока вентилятора/испарителя (если снимать блок отопителя не планируется) никаких частей передней панели, кроме бардачка и пластмассового щитка под ним, демонтировать не обязательно.

Алюминиевые штуцеры, запаянные в нижнюю банку испарителя кондиционера (он расположен в корпусе вертикально) выведены в подкапотное пространство и только там фланцевыми элементами герметично соединены с трубками системы кондиционирования.

Спускаем фреон (в моторном отсеке клапан под желтой крышечкой недалеко от правой фары). Под капотом на стенке моторного отсека по правой стороне авто освобождаем штуцеры (алюминиевые патрубки) испарителя от подведенных труб, откручивая на фланцевом элементе два винта под шестигранник на 5. Отводим трубки; принимаем меры по защите оголенных труб от грязи (обернуть пленкой).
Откручиваем (два винта под ключ на 10/крест) и снимаем фиксирующую уплотнительную пластмассовую планку со штуцеров.
Там же на стенке моторного отсека (пониже) снимаем резиновый сливной отвод с дренажного штуцера.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Отсоединяем все клеммы, опутывающие корпус (клеммы вентилятора, привода заслонок рециркуляции, датчика температуры воздуха и ближе к печке датчика температуры испарителя); отсоединяем от корпуса справа блок реле с арматурой, открутив один винт под крест. Чтоб не мешался, можно снять кронштейн крепления корпуса бардачка с правой стенки кузова, открутив болт на 10.

Откручиваем 2 гайки на 10 крепления блока к кузову сверху, 2 болта (хм Smile , тоже на 10) снизу и вытаскиваем аккуратно блок на себя. Штуцеры дренажа и испарителя выйдут при этом из своих окон в стенке моторного отсека, после чего с них можно снять уплотнительные элементы.

Снятие блока отопителя.

Перед снятием отопителя необходимо слить антифриз из системы охлаждения (опорожнить радиатор отопителя и его патрубки). Алюминиевые штуцеры, запаянные в верхнюю банку радиатора отопителя (он расположен в корпусе вертикально) выведены в подкапотное пространство и только там присоединены к резиновым патрубкам, которые закреплены хомутами. Для слива жидкости я сразу снимал со штуцеров патрубки, подставляя удобную воронку (вырезанную «совочком» из пластиковой бутылки) с отводящим шлангом и емкостью. Жидкость начнет интенсивно сливаться при ослаблении крышки радиатора охлаждения. По окончании выхода жидкости патрубки отвести и укрепить концами повыше, тогда капать более не будет. Для более полного опорожнения радиатора печки можно через подходящий отрезок резиновой трубки продуть и выдавить из него жидкость, присоединив конец трубки к одному из штуцеров. Выход жидкости из патрубков и радиатора у меня составил чуть более трех литров.

Для демонтажа блока печки, если требуется сохранить целыми все части корпуса и радиатора, придется открутить переднюю панель целиком. Это необходимо для того, чтоб отвести на несколько сантиметров трубу усиления кузова, препятствующую снятию со шпилек верхних кронштейнов печки и выводу концов штуцеров радиатора из окна в стенке моторного отсека, а так же создать пространство для вынимания блока отопителя.
Впрочем, если кто-то еще желает потренироваться в применении «малых средств» - пожалуйста. Wink

Итак, после снятия бардачка и блока испарителя вытаскиваем на себя, поддев в нижней части и отстегнув с четырех защелок, декоративную накладку консоли. Снимаем, отсоединив все клеммы.
Откручиваем по 3 винта под крест и снимаем в ногах боковые панельки тоннеля (для снятия пассажирской сперва откручиваем винт под крест и отгибаем край пластика тоннеля).
Откручиваем винт, снимаем с фиксаторов (со стороны салона), отделяем от воздуховодов тоннеля и вытаскиваем нижнюю переходную крышку печки.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Вытаскиваем блок кнопок (корректор фар и др.) со щитка панели слева от ног водителя. Он удерживается 4-мя защелками, которые можно нащупать и вытолкнуть, сняв крышку блока предохранителей (она чуть ниже, тоже на защелках). Отсоединяем от клемм и снимаем блок.
Откручиваем 3 винта под крест крепления нижнего щита панели приборов (2 внизу и один в окне снятого блока кнопок). Снимаем щит, отстегнув с двух фиксаторов (над блоком кнопок и у замка зажигания) и двух защелок по бокам.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Откручиваем 5 винтов под крест (2 спереди консоли, остальные по бокам) крепления «подбородка» консоли и снимаем его, освободив от клемм.

Поддев в верхней части, отстегиваем с защелок декоративные накладки стоек ветрового стекла и снимаем их (они вставлены в нижней части в пазы панели и мешают ее освобождению).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Находим и откручиваем по 2 болта на 10, крепящие панель в торцах с каждой стороны (открыв передние двери).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Изучаем соединения металлических рамок вокруг гнезда магнитолы для обнаружения необходимых болтов, после откручивания которых освободятся панель с трубой от вертикальной металлической рамы консоли, раскрепленной между тоннелем и трубой усиления. Разобравшись, откручиваем эти 6 болтов под ключ на 10 (два смотрят головками в салон, и по паре с боков).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения



Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Откручиваем два болта на 10, крепящие к раме корпус отопителя.

Откручиваем с каждой стороны по 2 болта на 10 крепления рамы к тоннелю, для чего аккуратно отгибаем ковер и утеплитель из-под края пластмассового кожуха тоннеля (за ними видим по 2 болта).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Вытаскиваем на себя раму, освободив от жгутов проводов и сняв мешающие клеммы (чтобы рама вынималась свободнее, можно слегка «сдернуть» панель).

Добавлено спустя 6 минут:

Для снятия трубы придется отсоединить и отвести вниз руль с рулевой колонкой. Для этого откручиваем снизу 3 винта под крест для снятия пластмассовых кожухов колонки. Сняв кожухи (разъединив половинки), откручиваем снизу 4 болта на 12 крепления колонки к металлическому кронштейну на трубе.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Чтобы освободившийся руль, опустившись в ноги водителя, не оборвал провода (для удобства снятия/установки колонки на кронштейне предусмотрен монтажный крюк, на котором можно временно подвесить вал), разъединяем все клеммы, ограничивающие отведение вниз рулевой колонки (руль можно опереть на подушку сиденья водителя). Несмотря на пугающую картину деструкции, никаких особенных сложностей сборка и разборка не представит – все узлы, в частности рулевая колонка с валом, остаются в сборе и легко возвращаются и крепятся на посадочные места.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Откручиваем 2 гайки на 12 скобы крепления трубы у правой стенки кузова.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Находим и, сдвинув при необходимости панель, откручиваем 3 болта и ОСЛАБЛЯЕМ гайку на 12(ту, что смотрит в проем двери) крепления трубы к стойке водительской двери.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Сняв облицовку (3 винтика под крест), откручиваем 4 винта под крест крепления доски приборов. Отсоединив клеммы, вытаскиваем ее.
Через отверстия в пластмассовом каркасе под приборной доской, используя удлинитель с головкой на 12, откручиваем еще 1 гайку и 1 болт крепления кронштейна трубы к кузову (их можно нащупать и снизу).

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Сдвигаем на себя переднюю панель и трубу усиления (правую сторону) сантиметров на 6-8, освобождая пространство для снятия блока отопителя. Панель не обрушится вниз, она устойчиво перемещается в горизонтальном направлении в нужных пределах.

Отсоединяем клеммы приводов заслонок.

В моторном отсеке откручиваем две гайки на 10 планки, прижимающей уплотнительный резиновый элемент, надетый на штуцеры радиатора отопителя, и снимаем уплотнение.
Рядом со штуцерами откручиваем еще одну гайку на 10 (ту, что ближе к рулю) нижнего крепления отопителя.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


В салоне откручиваем 2 гайки на 10 крепления к кузову верхних кронштейнов отопителя (к правому доступ относительно свободный, левый можно открутить тоже через окошко в пластмассе под доской приборов с помощью удлинителя и головки).

Выдвигая блок на себя, снимая со шпилек верхние кронштейны, выводим из окон стенки моторного отсека штуцеры радиатора печки и шпильку заднего крепления корпуса; следя за свободным перемещением частей корпуса, вынимаем блок в ноги пассажира.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Добавлено спустя 4 минуты:

Разборка блоков вентилятора/испарителя и отопителя.

Разобрать блоки, снятые с автомобиля, не трудно. Их половинки соединены упругими защелками и винтами под крест по контуру.

Блок заслонок наружного/салонного воздуха (легендарная и примитивная система рециркуляции) прикручен к корпусу вентилятора/испарителя четырьмя винтами (два на ближней стороне с головками внутри корпуса вентилятора и два на дальней снаружи корпуса). Снимать его без особой цели не обязательно.

Для разъединения половинок корпуса отопителя нужно открутить один болт крепления кронштейна привода заслонок (нижний) и освободить друг от друга движущиеся части этого привода (вынуть из направляющей прорези пластмассовый ролик рычага, который лучше снять, чтобы не потерялся).

Остальные работы в описании не нуждаются.

Разобрав корпуса установки, можно их промыть, обеспечив профилактическую дезинфекцию.

Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения



Уменьшено, щелкните по изображению для увеличения


Сборка…

…в обратной последовательности.

Водворяя на место панель, стоит слегка придерживать/подталкивать ее снизу, следя, чтоб у лобового стекла не задирались уплотнители (так же как не должны деформироваться другие детали; все устанавливается без усилий). Монтажные отверстия в торцах панели под болты допускают некоторую корректировку ее положения, чтобы выровнять зазоры (проверьте так же при закрытых дверях).

Мои выводы.
Радиатор отопителя потек безо всяких на то особых причин (никаких гадостей в систему не лилось, аварий не случалось, разморозок не переживалось). Течь обнаруживалась по ручейкам антифриза на решетке из центральной части радиатора и скоплению жидкости в нижней части, под утеплителем банки и в поддоне корпуса. Воздушная опрессовка худого радиатора в тазике с водой выявляла пару дырочек (с выходом пузырьков воздуха) при давлении от 120 до 200 кПа.
«Вколхозить» (наконец-то ввернул словцо Smile ) пришлось только хомуты, пережимающие прохудившиеся канальчики радиатора печки. Но это скорее от бедности/скупости, нежели от хозяйственности (ремонт такого рода не всегда обоснован и может обернуться повторной разборкой узла).
За 75 тысяч километров пробега (по Уралу) без воздушного фильтра салона (видать, пригодился дилерским подготовщикам) внутри блоков особой грязи не накопилось (хм Smile , наверное, в салоне вся была). Радиаторы были вполне проходными на просвет, однако испаритель на входной стороне уже начал частично (на вид – процентов на 15 поверхности) обрастать плотной пыльной корочкой и этого хватало для значительного ослабления обдува и эффективности отопления.
Соответственно, заключаю, что обдув зависит практически только от наличия чистого фильтра и чистоты испарителя (именно он принимает на себя почти все, что прошло дальше фильтра), конечно, если вентилятор в порядке и заборные каналы не забиты тряпками.
Отопление, точнее скорость его эффекта, так же зависит от проходимости этих преград, ухудшаясь пропорционально ухудшению обдува – это чувствуется зимой, когда привычное состояние стекол и время прогрева салона начинают подвергаться критике, и увеличение оборотов вентилятора не увеличивает в должной мере обдув. Забитость труб и радиатора – отдельная тема (проверить радиатор как часть отопителя на проходимость довольно просто на месте, прогоняя через штуцеры воду).
Знакомство с узлами показало, что японцы и корейцы, сочинявшие их, тоже люди, правда относящиеся к своей работе с гораздо большей любовью (или ответственностью), чем…(чуть не сказал «итальянцы» Smile )




Поблагодарили(1): Голос
Вернуться к началу
 Профиль ЛС
ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ
Магазин ОЙЛА - запчасти HYUNDAI, KIA, продукция MOTUL. Магазин в Москве. Доставка заказов.