Как читать автомобильные электрические схемы

Обозначения на крышке блока предохранителей расшифровка. расшифровка автомобильного блока предохранителей. где находится монтажный блок предохранителей

Вопрос-ответ:

Как обозначается предохранитель на электрической схеме?

На схеме предохранитель обычно обозначается символом, который представляет из себя прямоугольник с наклонной линией внутри. Такой символ обычно сопровождается буквенным обозначением, указывающим на номинал предохранителя.

Как расшифровывать буквенные обозначения предохранителей?

Буквенные обозначения предохранителей могут варьироваться в зависимости от страны. Например, в России используются буквы «F» и «T» для обозначения предохранителей быстродействующего и тепловых, соответственно. В других странах могут использоваться другие обозначения, поэтому всегда стоит обращаться к документации или спецификации схемы для расшифровки.

Как определить номинал предохранителя?

Номинал предохранителя можно определить по его буквенному обозначению, которое указывается на схеме. Например, буква «F» может означать, что предохранитель имеет номинал 500 мА (миллиампер). Однако, всегда следует проверять эту информацию в документации или спецификации схемы, чтобы быть уверенным.

Что делать, если предохранитель сгорел на электрической схеме?

Если предохранитель сгорел, то это может быть следствием перегрузки или короткого замыкания в электрической цепи. В таком случае, необходимо проверить цепь и устранить причину перегрузки или короткого замыкания. После этого следует заменить предохранитель на новый с таким же номиналом.

Замена и снятие

Процедура несложная. Вышедший из строя элемент управления авто, сигнализирует о необходимости замены конкретного предохранителя.
Сделать можно следующим образом:

  1. Отключить зажигание либо клемму АКБ.
  2. Демонтировать облицовку БП.
  3. Отработанный элемент темнее остальных, его легко обнаружить и извлечь.
  4. Достать его из разъема можно с помощью специальных щипцов и заменить на новый.

В итоге особых сложностей возникнуть не должно. Правильная расшифровка блока предохранителей на Опеле Зафира поможет избежать проблем в будущем. При возникновении сложностей лучше обратиться в сервисный центр.

Блок предохранителей УАЗ Симбир 3162, 31602

Обозначение на рисунке блока предохранителей:

  • К2 — реле стеклоочистителя;
  • К3 — релюшка указателей поворота;
  • К4 — элекро реле включения ближнего освещение фар;
  • К5 — релюшка включения дальнего свечения фонарей;
  • К6 — дополнительное (разгрузочный) переключатель;
  • К7 — соленоид включения обогрева заднего стекла;
  • К8 — электромагнит включения противотуманных светильников;
  • F1-F23 — плавкие предохранители (см. таблицу)

Cхема блока предохранителей:

Энергоблок установлен в салоне машины, слева, под панелью измерительных приборов, напротив сиденья водителя.

Расшифровка блока предохранителей УАЗ Симбирь 31602:

Обозначение Сила тока, А Защищаемые цепи
Сборочный электро модуль
F1 5 Освещение приборов, габаритные огни левого
борта
F2 7,5 Ближнее свечение правой электро фары
F3 10 Дальнее освещенность правого фонаря
F4 10 Правый противотуманный светильник
F5 30 Система стекло подъемников дверей,
электрический привод люка
F6 15 Штепсельная розетка переносной лампы
F7 20 Звуковой сигнал, электропривод зеркал
F8 20 Элемент обогрева заднего стекла
F9 20 Очистители и омыватели стекол
F10 20 Релюшка очистителей фонарей
F11 5 Габаритные огни правого борта, освещение
номерного знака
F12 7,5 Ближний накал левого фонаря
F13 10 Дальняя освещенность левого светильника и сигнализатор
дальнего света фонаря
F14 10 Левая противотуманка
F15 20 Система блокировки замков дверей
F16 10 Аварийная сигнализация и указатели поворотов
F17 7,5 Плафоны освещения, подкапотная лампа,
выключатель сигнала торможения
F18 25 Печка, прикуриватель, переключатель
обогрева заднего стекла
F19 10 Комбинация приборов, переключатель освещения
заднего хода, бортовая система контроля
F20 7,5 Задний противотуманный
F21 10 Резервный электрический предохранитель
F22 20 Запасная электро пробка
F23 30 Аварийная пробка

Главная релюха 90.3747-10 (РФ) расположена на щитке передка, над движком, рядом с релюхой топливного насоса.

Соленоид топливного насоса типа 90.3747-10 (РФ) устанавливается на щитке передка, над мотором, рядом с главным электромагнитом КМПСУД и промежуточной релюшкой включения стартера (втягивающего соленоида).

Промежуточная релюха стартера устанавливается на щитке переда, над мотором, рядом с главной релюшкой КМПСУД и реле топливного насоса.

Цепь главного соленоида, идущая от аккумулятора, защищена от коротких замыканий на «массу» жгутовым
плавким предохранителем на 20 А типа 688670-7 (АМР) или 354.3722 (РФ). Одновременно, цепь зажигания КМПСУД защищена от коротких замыканий на «массу» жгутовой плавкой электро пробкой 10 А типа 688670-5 (АМР) или 352.3722 (РФ). Пробки ставятся в колодки, которые крепятся:

  • 20А — к главной релюхи;
  • 10А — к релюшке электрического бензонасоса.

Блоки с салоне

Общее расположение блоков в салоне

Описание

  1. монтажный блок со стороны водителя
  2. блок управления Multiplex
  3. блок реле со стороны водителя
  4. зуммер системы VSC
  5. реле системы предупреждения об оставленном в замке зажигания ключе (модели с двигателями 1G-FE)
  6. приемник системы дистанционного управления центральным замком
  7. центральный монтажный блок
  8. приемник навигационной системы (модели до 07.1997 г.)
  9. электронный блок управления двигателем
  10. блок управления приводом дроссельной заслонки
  11. монтажный блок №4
  12. усилитель
  13. датчик замедления (модели 4WD с двигателями 1JZ-GE)
  14. электронный блок управления блокировкой селектора
  15. электронный блок управления SRS
  16. датчик столкновения (модели до 07.1997 г.)
  17. электронный блок управления ABS
  18. электронный блок регулировки положения рулевой колонки
  19. электронный блок системы поддержания скорости
  20. блок управления EPS

Вариант 1

В салоне основной блок предохранителей находится под панелью приборов, на стойке, за защитной крышкой.

Схема

Обозначение

  • R1 – главное реле
  • R2 – реле габаритов
  • R3 – реле освещения при повороте
  • R4 – реле указателей поворотов
  • R5 – реле противотуманных фар

БП, расположенный под капотом

Также приводится таблица со следующими обозначениями:

Назначение

Функционирование системы ABS

Печка, кондиционер, вентиляция и климат-контроль в салоне

Оба вентилятора в системе охлаждения

Омыватели лобового стекла

Работа клаксона/сигнала

Омыватели передних фар

Функционирование циркуляционного насоса

Работа противотуманки

Очистители на задних стеклах

Системы ABS и Open&Start, а также работа модуля управления двигателем

Топливный фильтр (только на дизелях)

Электронные компоненты КПП

Работоспособность кондиционера

Электронное оборудование двигателя

Наклон лампы дальнего и ближнего света фар

Функционирование топливного насоса

Гидроусилитель

Электронная начинка коробки передач

Угол наклона и адаптация света

Тормозная система авто и кондиционер

Блок управления рулевого колеса

Работа дисплея, магнитолы, мультимедийной системы, а также Twin Audio

Обратите внимание!
В некоторых случаях особо важно менять предохранители, которые влияют на работу первостепенно важных устройств либо отвечающих сразу за несколько процессов одновременно. Это позволит обезопасить себя в движении

Какие предохранители ищут чаще всего

Владельцы Тойоты пользуются инструкцией по эксплуатации машины для изучения схемы расположения преобразователей тока. Автолюбители ищут плавкие вставки за бардачком в салоне и под капотом. В инструкции есть перевод кодового обозначения перемычки на русский язык.

Владельцев Тойоты интересуют вставки, отвечающие за безопасность:

  • прикуривателя;
  • габаритных огней;
  • ГУР (Ecu ig);
  • acc (воспроизведения звука) и др.

Tail и cig

На крышке салонного модуля с обратной стороны указан предохранитель Tail. Плавкий преобразователь находится в 1-м вертикальном ряду слева. F4 контролирует противотуманное оборудование.

Ecu ig и ecu b

В модуле за приборной панелью находится прерыватель тока Ecu ig. Перемычка предназначена для защиты ГУР.

Защитный элемент b (10 А) препятствует разрядке аккумулятора в случае подачи аномального напряжения, не соответствующего допустимому нормативу. Прерыватель ig на схеме распложен в верхнем ряду блока приборной панели J/B. Он контролирует ARS и VSC.

Hazard и blower

В моторном отсеке размещен F29, отвечающий за безопасность кондиционера. Воздуходувка (blower) на схеме обозначена прямоугольником. Емкость вставки – 10 А. Устройство находится в 3-м ряду салонного модуля для авто с левым рулем.

Защитный элемент HAZARD предназначен для контроля аварийных фар. Перемычка вмонтирована в блок под капотом. Переключатель HAZ (15 А) F12 обеспечивает безопасность машины при повороте.

Fr wiper и f fog

Выключатель тока F23 (fr wiper) 25 А предназначен для защиты устройства, очищающего ветровое стекло. Вставка находится в нижнем ряду салонного модуля. Плавкий элемент обладает быстрым действием и высокой отключающей способностью.

Токоведущие части выполнены из серебра, контакты покрыты сплавом, содержащим цинк. Размер mini – 16 мм (Н), серия S1035. Выключатель fr fog (15 А) на схеме обозначен как F4. Элемент защиты находится в верхнем ряду модуля за приборной доской. Вставка установлена на изоляционную панель, отвечает за безопасность переднего противотуманного устройства.

Электрическое соединение к подводящим элементам обеспечивают контакты преобразователя из олова. Патрон выключателя тока из полиамида.

Ign и acc

В салонном блоке расположен защитный элемент F18 (асс), контролирующий устройства для воспроизведения и записи звука, визуального отображения информации, электрооборудования кузова. Вставка, расположенная во 2-м ряду, обозначена на схеме прямоугольником.

F29 (ign) номиналом 7,5 А обеспечивает безопасность механизма распределения топлива и блокировки рулевого управления. Прерыватель коричневого цвета, ножевой, mini, длина защитного элемента – 34 мм, ширина – 30,2 мм.

Главная перемычка под кодом acc (№ 18) защищает от токов короткого замыкания зеркала с управляемой электромеханической системой.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Выбор предохранителя для конкретного оборудования

При выборе предохранителя для конкретного оборудования необходимо учесть несколько факторов

Важно подобрать предохранитель с соответствующими характеристиками, чтобы обеспечить надежную защиту от перегрузки и короткого замыкания

1. Ток подачи и холодный сопротивление

Первым шагом является определение максимального тока, который может протекать через оборудование при его нормальной работе. Для этого рекомендуется обратиться к технической документации или спецификациям оборудования.

Затем следует определить холодный сопротивление оборудования. Это значение указывает на сопротивление цепи до прогрева предохранителя. Холодное сопротивление можно измерить с помощью омметра или также найти в технической документации.

2. Маркировка и характеристики предохранителя

Определив ток подачи и холодное сопротивление, можно приступить к выбору предохранителя с соответствующими характеристиками.

На предохранителях обычно есть маркировка, которая указывает на их номинальный ток и напряжение. Нужно выбрать предохранитель, который имеет номинальный ток несколько больше значения тока подачи, чтобы обеспечить надежную защиту.

Также стоит обратить внимание на тип предохранителя. Существуют различные типы предохранителей, такие как стеклянные, керамические, автоматические и другие

Каждый тип имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной задачи.

3. Дополнительные факторы

В процессе выбора предохранителя также следует учесть такие факторы, как допустимая токовая временная задержка, наличие дополнительной защиты от импульсных перенапряжений или возможность замены предохранителя без использования инструментов.

Кроме того, рекомендуется обратить внимание на среду эксплуатации. Если оборудование будет использоваться в условиях повышенной влажности или высоких температур, то нужно выбрать предохранитель, который обладает соответствующей степенью защиты от внешних воздействий

При правильном выборе предохранителя можно обеспечить надежную защиту конкретного оборудования от перегрузок и коротких замыканий, что способствует его более стабильной и безопасной работе.

Разновидности и типы предохранителей

В автомобиле используются 2 типа спускового крючка:

  • пальчиковый, или классический;
  • плоская вилка или нож.

Первый считается устаревшим и не встречается в современных автомобилях. Пальцевой предохранитель представляет собой пластиковый или керамический стержень с надетым на него токоведущим элементом. Установка производится в розетку с 2-мя подпружиненными контактами.

В случае ножевого выпуска токопроводящий элемент размещается внутри пластикового или стеклянного корпуса, снаружи имеется 2 вывода. Они вставляются в отверстия в розетке, как вилка в розетке.

В зависимости от типоразмера эти предохранители делятся на 3 типа:

  • мини – 16 мм (стандартный и низкий);
  • средний — 19 мм;
  • макс — 34 мм.

Цвет детали зависит от номинала. Например, выпуск на 10 ампер имеет красный корпус.


Виды предохранителей в автомобилях

БП в салоне Opel Zafira

Для более простого понимания, лучше воспользоваться таблицей:

Направление

Передние электростеклоподъемники

Кондиционер, обдув, климат-контроль (в современных моделях)

Подушка безопасности

Обогрев заднего стекла

Стеклоочиститель заднего стекла

Работоспособность парктроника (при наличии парковочного пилота)

Защита печки и кондиционера

Контроль передних сидений

Давление в шинах, датчик дождя, регулировка зеркал, контроль воздуха в салоне

Защита от перенапряжения переключателей

Защита обогрева боковых зеркал (сзади)

Задние электростеклоподъемники

Специальное отверстие для проведения диагностики

Контроль и защита электроприводов боковых зеркал при складывании

Противоугонная сигнализация, датчик движения (в новых моделях)

Розетка на панели и прикуриватель

Задняя розетка в салоне

Защита и контроль системы Open&Start

Сцепное устройство автомобиля

Работоспособность светодиодной лампы освещения в салоне

Обогрев передних сидений

Обратите внимание!
Порядковые номера, не вошедшие в таблицу блока предохранителей, относятся к категории дополнительных (резервных)

Виды и обозначения релейных контактов

Обозначения релейных контактов

В зависимости от конструкции реле существует три типа контактов:

  • Нормально-разомкнутые. Размыкаются до подачи тока через катушку реле. Буквенное обозначение – НР или NO.
  • Нормально-замкнутые. Находятся в замкнутом положении до момента протекания тока через релейную катушку. Обозначаются буквами НЗ или NC.
  • Перекидные/переключающиеся/общие. Представляют собой комбинацию из контактов нормально-разомкнутого или нормально-замкнутого типа. Оснащаются общим приводом переключения. Буквенная символика – COM.

На сегодняшний день распространены реле с перекидными контактами.

Схемы предохранителей на японских автомобилях и их расшифровка

Графическое изображение преобразователей Toyota Camry 2006 – 2012 гг. включает:

  • нумерацию вставок;
  • цветовое обозначение функций защитных приспособлений.

Расшифровка модуля плавких перемычек внутри салона и в моторном отсеке находится в инструкции к авто.

Под приборной панелью расположены 2 секции предохранителей:

  • 1-я полоса – F16- F31;
  • 2-я секция – № 1–15.

Цветовая маркировка прерывателей соответствует номинальному току:

  • красный – 10 А (F716,19, 21, 25, 31);
  • коричневый – 7,5 А (№ 23, 27, 30, 15);
  • желтый – 20 А (F2,8, 29);
  • синий – 15 А (F14, 24).

На схеме моторного отсека указаны реле.

Обозначение коммутационных включателей:

  • 1-й ряд справа – FAN 1, 2, 3;
  • 2-я полоса – RRDEF, ST RELAY.

Блоки под капотом.

Функции предохранителя

Основные функции предохранителя включают:

1. Защита от перегрузки

Предохранитель обладает возможностью отключать цепь при превышении номинального тока. Перегрузка может возникнуть, например, из-за подключения к цепи большего количества потребителей, чем допускает максимальный ток. В этом случае предохранитель срабатывает и прерывает электрическую цепь, предотвращая повреждение оборудования и возможное возникновение пожара.

2. Защита от короткого замыкания

Если в цепи происходит короткое замыкание, предохранитель срабатывает и прерывает электрическую цепь. Короткое замыкание может возникнуть из-за неисправности оборудования или неправильного подключения проводов. Предохранитель предотвращает повреждение оборудования и возможное возникновение пожара, ограничивая количество энергии, протекающей через цепь.

Учитывая эти функции, предохранитель имеет важное значение в системе электроснабжения, поэтому необходимо выбирать его согласно требованиям и характеристикам на конкретный потребитель. Неисправный или неподходящий предохранитель может привести к непредвиденным ситуациям, поэтому его установка и замена требует особого внимания и профессиональных навыков

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора

Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.

Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения (ГОСТ 2.721-74)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Hyundai-partner
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: