Почему нужно менять рабочую жидкость ГУР
Как и большинство автомобильных устройств, гидравлика рулевой системы также нуждается в своевременном обслуживании. Хотя производитель утверждает, что жидкость сюда заливается «волшебная», и выдерживает весь срок службы автомобиля — надо уметь читать между строк.
Во‐первых, этот самый срок или ресурс в каждой стране разный. Например, те же европейцы или японцы могут проездить 5–6 лет, а потом обменять машину по Trade‐in на новую. У нас это себе позволяют только богачи, а большинство людей не расстаются с иномаркой 20, а то и 30–40 лет. И не менять жидкость все это время, надеясь на чудо — просто смешно.
Во-вторых, в процессе эксплуатации автомобиля в жидкость попадают различные инородные вещества, которые вызывают абразивный износ ГУР. Например, металлическая стружка или что-то еще. Кроме того, в долго работающем масле скапливается конденсат — чем он вреден знают все. Это коррозия и снижение густоты смазки (то есть, со временем она превращается просто в ненужную жижу).
Попадание инородных веществ в жидкость гидроусилителя может быть опасным
Итак, разобрались с тем, что жидкость с вечными качествами — это миф производителя. Теперь посмотрим, что будет, если не менять вовремя.
- Каждый поворот руля с устаревшим маслом ГУР будет сопровождаться непомерной нагрузкой на сальники. В конце концов, их прорвет — жидкость будет утекать, что потребует обязательного долива нового масла. Иначе эксплуатация машины будет сопровождаться шумом — скрежетом при повороте колеса влево или вправо. Отремонтировать разорванный сальник берутся не все мастера в СТО — легче заменить рулевую рейку, чем разбирать и ставить новые манжеты.
- Засорится фильтр, который расположен на входе бачка ГУР. В итоге он не будет нормально пропускать масло, что вызовет увеличение нагрузки на насос. Особенно актуальна такая проблема зимой. Все это резко снизит ресурс всей рулевой системы.
Летом старое масло будет с конденсатом, что сделает его чересчур жидким. В этом случае оно не будет создавать требуемого давления на колеса. Руль заработает трудно, так как станет непомерно тугим либо начнет вращаться рывками.
Castrol Dexron VI
Трансмиссионная жидкость красного цвета, предназначенная для автоматических КПП. Используется в основном в современных моделях АКПП с максимальным уровнем экономии топлива, отличается небольшой вязкостью. Страна-производитель — Германия. Изготавливается на основе высококачественных базовых масел с добавлением специальных присадок. Соответствует требованиям таких автоконцернов, как GM и Ford, имеет допуск японского стандарта JASO 1A.
Castrol Dexron VI нередко советуется специалистами как достойная и качественная замена оригинальной ATF Dexron для корейских или японских автомобилей.
Принцип работы гидравлического усилителя руля
ГУР — гидравлический усилитель руля. В настоящее время такими насосами оснащаются многие современные иномарки.
Основные функции гидроусилителя:
- создавать дополнительное усилие при повороте колеса;
- повышать комфорт управления;
- сохранять управляемость машиной и смягчать удары, передаваемые на руль при наезде на «лежачих полицейских» или другие неровности.
Система ГУР может ставиться на руль любого типа. Но в последнее время наибольшее распространение получил реечный механизм. Поэтому схема гидроусилителя в этом случае подразумевает наличие следующих элементов:
- бачок — находится в самой верхней части схемы, сюда заливается масло;
- насос — непосредственно связан с бачком, обычно бывает лопастного типа, поддерживает нужное давление в системе;
- распределитель — расположен на валу или деталях привода, служит для корректировки направления потоков жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра или бачок;
- гидроцилиндр — встроен в рейку, и перемещает ее под действием давления, продолжает систему ГУР после распределителя;
- магистрали — соединяют все элементы гидроусилителя, служат каналами для движения рабочей жидкости.
Схема гидроусилителя руля автомобиля
Что касается принципа работы, то его можно представить так. Как только водитель вращает руль, усилие передается на вал распределителя. Открывается канал для подачи жидкости в полость гидроцилиндра. Масло давит на штоковый поршень, за счет чего рулевая рейка перемещает колеса автомобиля.
Как выбрать масло для ГУР
Как это ни банально, но заливать масло в гидроусилитель руля желательно только то, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Универсальных каких-то приемов здесь не существует.
Гидравлические масла имеют несколько основных характеристик, которые и определяют их зону применения. Одной из наиболее важных выступает тип базы. Именно основа рабочей жидкости гидроусилителя является первоочередным фактором, учитываемым при выборе.
Подборка жидкостей, которыми пользуются при замене масла в ГУР
Сегодня в этой области смазочных материалов распространены два типа основы: минеральная и синтетическая. Полусинтетика также встречается, но значительно реже.
Рабочая жидкость гидроусилителя, созданная на минеральной основе, имеет как преимущества, так и недостатки. В этом случае традиционные понятия, присущие моторным смазкам, не работают. Специфика применения минерального моторного масла заключается в его щадящем воздействии на резиновые уплотнители.
Однако здесь стоит сказать, что многие современные автомобили выпускаются с расчетом на применение синтетики в гидравлической системе рулевого управления. Их манжеты и уплотнительные резинки не вступают в химическую реакцию с активными компонентами синтетических жидкостей.
Минеральные жидкости для ГУРа обладают несколько лучшими смазывающими свойствами. Однако температурный диапазон их ниже. Если автомобиль эксплуатируется в умеренных широтах, где нет сильных заморозков или экстремальной жары, то вполне можно пользоваться минеральным маслом. Даже если конструкция рейки и насоса ГУРа предусматривает возможность использования синтетики.
Синтетические жидкости для ГУРа обладают более стабильными свойствами в широком диапазоне температур и большим, по сравнению с минералкой, ресурсом.
Цветовые отличия жидкости и ее характеристики
Но не стоит забывать, что если синтетические масла не предусмотрены для использования в конкретно взятой системе рулевого управления, то использовать их не следует. Среди автолюбителей принято классифицировать жидкости по цвету.
Подавляющее большинство гидравлических масел имеют три оттенка:
- Красный.
- Желтый.
- Зеленый.
Красный цвет характерен для жидкостей, выпускаемых под брендом Dexron. Это высококачественные минеральные масла, которые массово применяются в японских автомобилях. Под этим же брендом выпускается и жидкость ATF, используемая в автоматических коробках передач.
жидкость для ГУР красного цвета
Желтый оттенок присущ для европейских авто. В частности, этот цвет используется для окрашивания фирменных мерседесовских масел. Фирм, выпускающих желтые составы, много. Часто они идут под маркировкой PSF после указания производителя и заводской маркировки. Основа у этих жидкостей минеральная. Небольшие различия между производителями заключаются в добавках.
Масло с желтым оттенком
Зеленые масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Например, распространенное масло для ГУРа типа Pentosin – минеральное. Но есть зеленые жидкости, которые выпускаются под брендом автомобилей. Они узкоспециализированы и предназначены для использования в определенных марках авто. Например, свои жидкости производят фирмы Peugeot, Citroen, GM и некоторые другие.
зеленое масло для гидроусилителя
На вопрос, какую жидкость заливать в гидроусилитель руля, ответов может быть много. Самое правильное решение – лить то масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем. Но так же можно вполне успешно подобрать аналоги.
Типы жидкостей для ГУР
Перед тем, как ответить на вопрос, какое масло в гидроусилитель, необходимо определиться с существующими типами этих жидкостей. Исторически случилось так, что автолюбители различают их лишь по цветам, хотя это не совсем правильно
Ведь более технически грамотно обращать внимание на допуски, которыми обладают жидкости для ГУР. В частности:
- вязкость;
- механические свойства;
- гидравлические свойства;
- химический состав;
- температурные характеристики.
Поэтому при выборе в первую очередь необходимо обращать на перечисленные характеристики, а потом уже на цвет. Кроме этого, в настоящее время используют такие масла в ГУР:
- Минеральные. Их использование обусловлено наличием большого количества резиновых деталей в системе ГУР — уплотнительных колец, сальников и прочего. При сильных морозах и при сильной жаре резина может потрескаться и потерять свои эксплуатационные свойства. Чтобы этого не случилось, используют именно минеральные масла, которые наилучшим образом защищают резиновые изделия от перечисленных вредных факторов.
- Синтетические. Проблема их использования заключается в том, что в их составе имеются каучуковые волокна, которые оказывают вред резиновым уплотнительным изделиям, имеющимся в системе. Однако современные автопроизводители стали добавлять в резину силикон, который нейтрализует действие синтетических жидкостей. Соответственно, область их использования постоянно растет. При покупке машины обязательно почитайте в сервисной книжке, какое масло лить в ГУР. Если сервисной книжки нет, позвоните официальному дилеру. В любом случае вам необходимо знать четкие допуски на возможность использования синтетического масла.
Перечислим преимущества и недостатки каждого из упомянутого типа масел. Итак, к преимуществам минеральных масел относится:
- щадящее воздействие на резиновые изделия системы;
- невысокая цена.
Недостатки минеральных масел:
- значительная кинематическая вязкость;
- высокая склонность к образованию пены;
- малый срок эксплуатации.
Преимущества полностью синтетических масел:
Отличия в цвете разных масел
- длительный срок эксплуатации;
- устойчивая работа в любых температурных режимах;
- низкая вязкость;
- самые высокие смазывающие, антикоррозионные, противоокислительные и пеноподавляющие свойства.
Недостатки синтетических масел:
- агрессивное воздействие на резиновые детали системы ГУР;
- допуск на использование в ограниченном количестве автомобилей;
- высокая цена.
Что касается распространенной градации по цветам, автопроизводители предлагают следующие жидкости для гидроусилителя:
- Красного цвета. Считается наиболее совершенной, поскольку созданы на основе синтетических материалов. Относятся к Dexron, которые представляют класс ATF — трансмиссионных жидкостей для “автоматов” (Automatic Transmission Fluid). Такие масла зачастую используются в автоматических коробках передач. Однако они подходят не для всех автомобилей.
- Желтого цвета. Такие жидкости могут использоваться для автоматической трансмиссии, так и для гидроусилителя. Обычно их делают на основе минеральных составляющих. Их производителем является немецкий концерн Daimler. Соответственно, используются эти масла в машинах, произведенных в этом концерне.
- Зеленого цвета. Этот состав также универсален. Однако он может использоваться лишь с механической трансмиссией и в качестве жидкости для гидроусилителя руля. Масло может быть изготовлено на основе минеральных или синтетических составляющих. Обычно более вязкое.
Многие автопроизводители используют одно масло для автоматической трансмиссии и ГУР. В частности, к ним относятся компании из Японии. А европейские производители требуют, чтобы в гидроусилителях использовалась особая жидкость. Многие считают это простым маркетинговым ходом. Независимо от типа все жидкости для ГУР выполняют одинаковые задачи. Рассмотрим их подробнее.
Типы жидкостей для гидроусилителя
Прежде чем решить, какое масло можно залить в гидроусилитель руля, следует разобраться с разновидностями данных жидкостей. Многие автомобилисты думают, что они отличаются только по оттенку. Такой подход в корне неверен
При выборе смазки следует учитывать допуски и обращать внимание на следующие параметры:
- насколько масло вязкое;
- какими механическими свойствами обладает;
- каковы гидравлические параметры;
- что входит в состав смазки;
- допустимые температурные границы.
Чтобы понять, какое масло заливать в гидроусилитель, следует разобраться в вышеперечисленных параметрах, а не выбирать жидкость по оттенку.
Также смазки для ГУРа подразделяются на следующие виды:
Минеральные. Они используются потому, что в системе гидроусилителя руля множество элементов из резины. В холодное время года, а также в летние месяцы резина растрескивается, утрачивая первоначальные свойства. Чтобы не допустить этого, применяются смазки на минеральной основе, они препятствуют появлению описанных негативных явлений.
Синтетические. Главный их недостаток – наличие в составе микроволокон каучука, они пагубно влияют на резиновые уплотнители, находящиеся в системе ГУРа. Но на новых авто элементы гидроусилителя состоят из резины, в которую добавлен силикон. Он предотвращает негативное действие синтетических смазок.
Поэтому такие смазки можно использовать для ГУРа. Покупая автомобиль, изучите сервисную книжку, где указано, какое масло лучше залить в гидроусилитель.
В случае, когда сервисная книжка утеряна, следует связаться с дилерским центром, чтобы уточнить, с какими допусками должна быть синтетическая смазка.
Рассмотрим плюсы и минусы минеральных и синтетических смазочных материалов.
Главное достоинство минерального масла заключается в следующем:
- не наносит вред элементам из резины;
- имеет низкую стоимость.
Минусы:
- высокая кинематическая вязкость;
- повышенное пенообразование;
- небольшой срок эксплуатации.
Достоинства синтетических смазок:
- долгий эксплуатационный срок;
- сохраняет свои свойства как при низких, так и при высоких температурах;
- обладает низкой вязкостью;
- прекрасно смазывает детали, защищает от образования коррозии, окисления, подавляет пенообразование.
Минусы синтетики:
- пагубно воздействует на элементы системы, выполненные из резины;
- можно заливать на определенные модели авто;
- высокая стоимость.
Как понять, какое масло нужно заливать в гидроусилитель, ориентируясь по цвету:
- Красный оттенок. Усовершенствованная смазка, производится из синтетических компонентов. Масла красного цвета относятся к Dexron, класс АTF, смазки для автоматических коробок передач. Использовать их можно не на каждой модели авто.
- Желтый оттенок. Смазки подходят для автоматических трансмиссий, а также ГУРа. Изготавливаются из минеральных компонентов. Примером такого масла выступает продукт немецкого бренда Daimler. Такая смазка применяется на автомобилях, произведенных на одноименном концерне.
- Зеленый оттенок. Такие смазки также являются универсальными, но подходят только для механических КПП, а также для ГУРа. Масло производится из минеральных либо синтетических компонентов и обладает большой вязкостью.
Большинство производителей машин рекомендуют заливать одну и ту же смазку в гидроусилитель и в АКПП. Например, это машины японских брендов. Однако автопроизводители в Европе рекомендуют использовать для ГУРа другую смазку. Некоторые автомобилисты уверены, что это лишь маркетинговый ход
Не важно, какой тип смазки, масло должно выполнять определенные функции. Далее изучим, какие именно
Мифы и правда про жидкость для ГУР
1. Резиновые детали ГУРа выходят из строя быстрее, если лить в него «синтетику».
На самом деле это не всегда так. Синтетическая смазка содержит в своем составе всевозможные присадки, они продлевают срок эксплуатации резиновых элементов и защищают их от износа. Но все-таки необходимо отметить, что речь в данном случае идет не о простой резине, а с добавкой силикона. Поэтому учитываем рекомендации производителя.
Однако когда смазка менялась давно, не важно, «минералка» это или «синтетика», детали из любой резины будут разрушаться. Поэтому не забывайте вовремя залить новую смазку.
2
Лить в ГУР следует только смазку, рекомендованную автопроизводителем.
2. Лить в ГУР следует только смазку, рекомендованную автопроизводителем.
Это утверждение верно лишь отчасти. Если изучить инструкцию по эксплуатации авто, то там будет дано не строгое указание, а рекомендация применять ту или иную смазку. Причем, скорее всего, именно рекомендуемое масло компания и будет реализовывать. Автопроизводитель «рекламирует» один товар через другой: когда автомобилист покупает машину, ему заодно предлагают приобрести смазку.
На самом деле допускается лить в ГУР жидкость любого бренда, главное, чтобы она обладала требуемыми свойствами. К примеру, гидроусилитель ZF может функционировать на желтой смазке «Даймлер AG», а также на «минералке» и «синтетике» зеленого оттенка марки VAG.
3. Диагностировать гидроусилитель следует регулярно, лучше во время проведения технического обслуживания каждые 15 000 км.
Это действительно так. Проработав в течение указанного времени, смазка станет достаточно грязной, однако она не успеет испортить резиновые элементы ГУРа. Главное при замене лить подходящую жидкость.
Важно не только регулярно проходить ТО. Как еще можно сохранить гидроусилитель в исправном состоянии? Периодически выполняйте проверку:
- Открываем крышку бачка.
- Опускаем в смазку листочек белой бумаги. Заметили, что масляное пятно черное? Это говорит о том, что следует заменить рабочую жидкость. Также диагностику можно провести с помощью медицинского шприца.
- Изучаем пятно, если обнаружите микрочастички мусора, это также указывает на необходимость замены смазки.
- Нюхаем масло. Ощущаете запах гари? Значит, насос гидроусилителя вышел из строя, и смазку также следует заменить.
4. Можно лить даже дешевую жидкость в ГУР.
На самом деле это не совсем так. В продаже есть бюджетные масла от надежных изготовителей. Однако не надо приобретать низкокачественную смазку, желая сэкономить. Не стоит доверять малоизвестным брендам, несмотря на то что цена на такое масло может быть в несколько раз ниже. Ведь, скорее всего, смазка будет некачественной и неподходящей по своим характеристикам.
Использование низкосортного масла приведет к тому, что ГУР выйдет из строя. Таким образом, сэкономив на масле, вы потратите крупную сумму на восстановление механизма.
Как приобрести бюджетную, но высококачественную смазку? Обратитесь за помощью к специалисту, к примеру, в автосервисе, где восстанавливают рулевые системы. Автомеханик с большим опытом работы даст вам рекомендацию, какую жидкость лучше всего лить в ГУР.
Выбор жидкости для гидроусилителя руля
При выборе марки жидкости для гидроусилителя руля учитываются параметры:
- характеристики присадок, которые входят в базу смазки;
- гидравлические, химические и механические параметры;
- величина вязкости.
Пользователь Denis МЕХАНИК представил результаты теста смазочных веществ от разных производителей и рассказал об особенностях выбора масла для ГУР.
Чем отличаются жидкости для гидроусилителя между собой
Все смазочные материалы различаются по цвету и рабочим параметрам.
Цветовые отличия жидкости
Различия по цветам:
- Красное вещество обычно производится компанией Дексрон. Такой тип смазки относится к категории высококачественных минеральных расходных материалов. На практике они повсеместно эксплуатируются в авто японского производства. Под брендом Дексрон производится смазка ATF, которая предназначена для использования в коробках-автомат.
- Смазка желтого цвета обычно эксплуатируется в авто европейского производства. Брендов, которые производят желтые смазочные вещества, много. Обычно они продаются на отечественном рынке под маркировкой PSF, которая указывается после названия производителя и заводской марки. В качестве базы в этих веществах используется минеральная основа. Принципиальных отличий в желтых смазках от разных производителей нет, различие обычно состоит в добавлении конкретных добавок.
- Масла зеленого цвета могут иметь как синтетическую, так и минеральную основу. К примеру, зеленая смазка для гидравлического усилителя Пентосин содержит минеральную базу. Но в продаже можно найти зеленые масла, производимые под брендом авто. Такие продукты обычно имеют узкую спецификацию и разрабатываются для эксплуатации в определенных моделях машин. Собственные смазки производятся брендами Дженерал Моторз, Пежо, Ситроен.
Что учитывать при смешивании смазок?
Общие советы в плане взаимозаменяемости и смешиваемости различных расходных веществ:
- Если возникает необходимость смешать масла, то добавляйте вещество с тем видом базы, которое было залито ранее. Если это синтетика, то минералку доливать не допускается.
- Не допускается добавление смазки другой расцветки. Это категорически не запрещено, в крайнем случае смешивание разрешается, к примеру, если произошла утечка жидкости и ее надо срочно добавить в агрегат. При первой же возможности нужно будет слить смешанную смазку и залить в систему новое масло.
- Нельзя заливать в расширительный резервуар ГУР узкоспециализированное масло, которое было разработано для другой модели авто.
Если вы планируете полностью поменять смазку, то ее замена допускается с учетом базы. Если ранее была залита зеленая смазка на минеральной основе, то возможна ее замена на желтый расходный материал с аналогичной базой.
При необходимости просто добавить смазку в систему ГУР рекомендуется достичь максимального соответствия составов по марке и цвету.
Взаимозаменяемость масел
Подчеркнем, что можно заливать в бачок рабочие жидкости различных производителей, поскольку большинство из них полностью взаимозаменяемы. Главное, подобрать масло в соответствии с заявленными требованиями, ориентируясь на его состав и цвет. Можно использовать высококачественную(!), но не оригинальную, дешевую рабочую жидкость.
Это никаким образом не отразится на работоспособности и эксплуатационном периоде ГУР. Насосы для гидроусилителей от разных производителей устанавливаются на всевозможные модели автомобильной и специальной техники, и одинаково хорошо работают со всеми типами масел. Следовательно, нет никакой разницы в цвете жидкости, залитой в новую систему.
На практике — все иначе. Поскольку большинство входящих в состав масел присадок конфликтуют друг с другом, их смешивание противопоказано. Перед тем, как залить жидкость другого цвета, следует выполнить полную промывку системы.
Если смешать красное масло с минеральной основой, например, Dexron, с универсальной желтой жидкостью для гидроусилителя, ничего плохого не произойдет. Входящие в их состав присадки работают нормально, дополняя друг друга.
Правила смешивания масел
Для полного понимания принципа взаимозаменяемости и смешивания жидкостей, следует учитывать некоторые особенности. Масла для ГУР делятся на следующие группы:
- Условносмешиваемые жидкости — таким маслом можно восполнить уровень в системе. В качестве временной меры (чтобы доехать до ближайшего автосервиса), можно залить любое масло, правда после этого нужно полностью промыть систему. Также допускается использование однотипных жидкостей. Производители транспортных средств не рекомендуют их смешивать, несмотря на то, что это не повлияет на работоспособность ГУР.
- Здесь находятся жидкости, которые могут быть смешаны исключительно между собой. Категорически противопоказано любое их смешивание, поскольку это приведет к выходу из строя системы ГУР. Но ими можно заменить любой тип масла в гидроусилителе, перед этим полностью промыв все магистрали.
- Масла, находящиеся в этой группе можно использовать в ГУР транспортных средств в соответствии с рекомендациями производителя относительно конкретного типа рабочей жидкости. Смешиваются только между собой, ни с чем другим их смешивать нельзя. Помимо этого, запрещено их использование, если в технической книге авто не указан этот тип масел. К выбору жидкостей из этой категории следует относиться крайне внимательно. В случае возникновения каких-либо сомнений — проконсультироваться с опытным специалистом.