Как отремонтировать обогрев заднего стекла автомобиля своими руками

Ремонт обогрева заднего стекла

Не работает в чем причина?

Собственно тут всего две основных причины, и обе они кроются в системе питания:

Предохранитель. ДА он реально может перегореть. Бывает это из-за разных причин, может банально не большое замыкание и все. Таким образом, подогрев у вас полностью не будет работать. Нужно найти предохранитель и проверить его. Это первый и обязательный шаг.

  • Если он цел, то нам нужно проверить напряжение на проводах, которые подходят к основным «шинам» (боковым широким полоскам). Как правило, у них есть обычные металлические контакты. Просто берем мультиметр и замеряем, если напряжение есть и оно около 12 Вольт, значит — питание сюда подходит, все в порядке.
  • Сами тонкие линии. Если честно, то сразу все они перегореть не могут. Как правило перегорает от одной до трех, ну максимум четырех «ниток». Поэтому если у вас часть окна отходит (от запотевания или льда), а часть нет. Нужно смотреть именно нерабочие нитки.

Осмотрите эту тонкую полоску, и вы увидите место обрыва. Это будет перегоревшая часть, около нее может быть немного черного цвета (хотя нитка изначально коричневая). Также нитка будет как бы размыкаться, это место и нужно соединить, чтобы восстановить работоспособность.

От себя хочу добавить, предохранитель горит редко, в основном это обрыв «нитей» стекла именно их нужно восстанавливать.

Типичные поломки обогревателя

Неисправности в системе видны сразу же после пуска двигателя — если стекло прогревается неравномерно, о чем говорит неравномерное освобождение от запотевания или льда, значит нужно искать проблему. Чаще всего, нерабочая нить вызывает неполный прогрев, но если вся система отказывается работать, то причину искать нужно:

  • в нарушении контактов подключения блока нитей к электросистеме автомобиля
  • в отказе реле управления
  • в предохранителе в цепи электросистемы

Нерабочий предохранитель выявить проще всего — его можно прозвонить тестером, или поставить заведомо рабочий. Если обогреватель не запускается и сейчас — рассмотрим вариант с реле. Разбирать и возиться с реле никто не станет, проще сразу попробовать подключить рабочее. В случае фиаско — готовимся к восстановлению нитей или замене стекла заднего вида полностью.

Назначение и конструкция

О назначении обогревателя заднего стекла можно судить уже по самому названию системы – путем нагрева он борется с конденсатом, оседающим на поверхность, причиной появления которого является разница температур в салоне и на улице.

В осенне-весенний период этот конденсат становиться причиной «запотевания» (образуется водная пленка, сильно ограничивающая обзорность), а зимой он превращается в наледь и иней, через которые вообще невозможно рассмотреть, что происходит сзади.

Система обогрева заднего стекла включает:

  1. Токопроводящие нити и шины, наносимые на прозрачную поверхность (с внутренней стороны.
  2. Провода питания подогревателя (запитка осуществляется от бортовой сети).
  3. Защитные элементы (реле, предохранитель).
  4. Органы управления (клавиша включения с сигнальным диодом, устанавливаемая на передней панели).

Основным рабочим элементом в этой цепи являются нити, проходящие по поверхности. Они обладают достаточно большим сопротивлением, что обеспечивает их нагрев при прохождении по ним электрического тока.

Нити соединяются с шинами, уложенными по краям стекла, вместе с ними они образуют решетку, соответствующую по размерам нагреваемой площади. Одна из шин подключается к цепи питания, а вторая – соединяется с «массой».

Ремонт обогрева своими руками

Помню далекие времена, когда это было практически не реально! Сейчас же до чего техника дошла – можно купить ремкомплект заднего стекла, именно для восстановления этих узких полосок. Я так подозреваю что там какой-то металлизированный состав, либо краска – но называется он токопроводящий клей.

Такой клей выдерживает температуры от – 60 до + 100 градусов Цельсия. Именно его нам и нужно купить. Единственное что хочется вам сказать – не берите самый дешевый состав, сейчас по-моему это около 150 – 200 рублей, возьмите немного подороже около 300 – 400 рублей, такие составы работают намного дольше.

Теперь собственно инструкция к восстановлению:

  • Для начала нужно немного, повторяю немного – зачистить краешки полоски в местах обрыва. Нужно удалить нагар и прочий налет, который образуется на стекле. Для этого идеально подойдет наждачная бумага «нулевка», буквально пару движений и готово.
  • Протираем спиртом, убираем весь налет.
  • Теперь берем скотч, и наклеиваем по бокам полоски, в ее толщину. Скотч не должен закрывать полоску, но и не должен отходить от нее на большое расстояние именно по ширине нитки, чтобы не было зазоров.
  • Дальше берем наш состав, «токопроводящий клей». У него либо есть шприц, либо специальная кисточка. Начинаем закрашивать место, которое мы подготовили. Сколько слоев накладывать будет написано в инструкции. Так стоит отметить нужно зайти на рабочие участки полосы на 1 сантиметр вправо и влево.

Теперь нам нужно чтобы состав высох. Снимайте скотч и ждите. Обычно достаточно около 24 часов. НО НЕ РАНЬШЕ! После этого включаем и проверяем работоспособность, все должно работать.

Вот собственно и все, такая не сложная инструкция. Сейчас смотрим видео версию.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ

Опасность!

Давайте поясним: проволока высокого сопротивления нанесена главным образом с помощью краски на стекло. Ее очень легко поцарапать или содрать, и она не будет работать, если царапина нарушит целостность провода. Это значит, что любой тяжелый предмет (коробка, мебель), который кто-нибудь клал в автомобиль, мог поцарапать проволоку. Даже кредитная карточка может ее содрать. Не набивайте вещами багажник и не позволяйте грузу сдвигаться назад в вашем мини-вэне, так чтобы он касался стекла. Если на стекле есть решетка оттаивателя, единственная вещь, которая должна касаться стекла, – мягкая ткань, смоченная средством для очистки стекол. Если вам необходимо почистить заднее стекло, трите аккуратно и по направлению решетки, а не поперек ее.

Вам не нужно заменять стекло, чтобы произвести ремонт. Сложная кривая заднего стекла стоит несколько тысяч рублей, а большое стекло с подсветкой на хэтчбэке, скажем, «Шевроле Камаро», может легко добавить еще несколько тысяч. Добавьте цену за установку в сервисе – ваша страховка точно не покроет все расходы.

Источники неполадок

Чтобы быстро выявить источник неполадки, если не работает обогрев, надо
понимать устройство обогревательной системы. На стекло устанавливают две
вертикальные дорожки, изготовленные из материала с высоким параметром
сопротивления – до 10-12 Ом, которые между собой соединены 8-10 полосками.
Каждая нитка – это нагреватель, который работает автономно. Разрыв одной нити
не влияет на прохождение тока по соседним лентам.

Параллельное подключение нагревательных нитей обеспечивает
надежность и эффективность всей схемы. Если нет подачи тока в общий контур,
диагностика обогревателя начинается с проверки электропроводки.

Электропроводка

Разряженный аккумулятор – первая причина того, что на систему обогрева не
поступает достаточное количество напряжения. Закисление контактов, обрыв
провода также служит причиной, почему обогрев стекла отсутствует. Во время
диагностики нужно проверить работоспособность предохранителя, четкость
соединений и заряд АКБ.

Нелишним будет проверить исправность клавиши включения – на китайских и
корейских автомобилях старше 2010 года деталь часто заклинивает. Кнопка
включения проверяется мультиметром, контакты клавиши часто перегорают из-за
постоянно проходящего через них высокого тока.

Места крепления клемм контакта к обогревателю могут
ломаться, и при ремонте необходимо использовать пайку со специальным припоем.
Электрокабель может быть поврежден при выходе из защитного короба. Необходимо
открыть гофру и проверить кабель на разрыв.

Обрыв нити

Нити обогревателя наносятся на стекло автомобиля производственным методом: электрохимическим,
напыляются в вакуумной среде, металлические полоски наклеиваются на внутреннюю
поверхность стекла.

При разрыве нити обогрева прерывается ток, проверить качество проходящего тока
можно тестером. Обогрев включают, тестер устанавливают минусовым щупом на кузов
авто, положительным проверяют напряжение на обоих концах вертикальных лент. На
входной шине напряжение должно быть около 12 вольт, на противоположной – ноль.

Аналогично проверяется каждая полоса в начале подачи тока и
на выходе. Нити проверяют в центральной части, где напряжение примерно 6-7 В.
Если параметр – 12 вольт, обрыв ближе к питающему проводу, если – 0, то с
противоположной стороны.

Разрыв токопровода может произойти после удаления солнцезащитной заводской
пленки, при механическом повреждении во время перевозки крупногабаритных грузов
в салоне, через естественный износ нити.

Реле обогрева

Неисправность реле занимает 30 % от всех поломок обогревателя. Причина – в
перегреве контактной группы, которая систематически пропускает высокий ток.
Проверяют реле с помощью мультиметра. Ремонтируют узел в редко – чаще меняют на
новый. При поломках, с реле напряжения на нити обогревателя ток не поступает,
отпотевания стекла не происходит. Это можно проверить простым способом:
приложить руку на заднее автостекло на дорожку обогревателя – она будет
холодной.

Самостоятельное изготовление токопроводящего клея, пайка при помощи специальных флюсов, электролитическое покрытие

1. Самостоятельное изготовление токопроводящего состава.

В качестве основы часто выбирают распространенный клей БФ-2 или БФ-6. Можно использовать другие быстросохнущие клеи. Есть варианты использования полимерной смолы, краски, эмали. Чтобы из этих материалов изготовить токопроводящую пасту, необходимо добавить в нее мелкодисперсную стружку в соотношении 1 к 1-му. Стружку можно «добыть» с помощью мелкого напильника или надфиля и медного, алюминиевого или латунного материала. После смешивания компонентов они наносятся на подготовленную поверхность через самодельный трафарет. Его нетрудно изготовить с помощью строительного скотча или изоленты.

Эффективность такого самодельного состава будет не хуже купленного.

2. Пайка места разрыва нити и отсоединения клеммы.

Пайка места разрыва нити невозможна, если расстояние между концами нити больше двух миллиметров. В таком случае можно предварительно воспользоваться электрохимическим методом. При восстановлении контактов подсоединения клемм обогревателя, пайка более эффективна и надежна. Пайку производят классическим методом с помощью активного флюса и припоя. В качестве припоя следует выбирать ПОС-18 или аналогичный. Флюс лучше использовать типа ФЦА на основе хлористого цинка.

3. Электролитическое покрытие.

Для проведения такого покрытия требуется раствор медного купороса (пропорция – 100 миллилитров воды, две чайные ложки медного купороса, можно добавить несколько капель аккумуляторного электролита), ветошь, нить, многожильный медный провод сечением от 6 кв.мм (для изготовления прототипа медной кисточки).

Далее медная кисточка из зачищенного проводника, обернутого ветошью и нитью, подключается обратным концом провода к источнику питания +12 Вольт (АКБ), минус АКБ соединяется с кузовом либо напрямую к клемме обогревателя. Кисточка смачивается в самодельном электролите. После этого смоченной кисточкой энергично водят в месте разрыва нити накала. Место обработки постепенно покрывается в результате процесса электролиза частицами меди.

Видео — восстановление нитей обогрева заднего стекла медным купоросом:

Обычно прочности электролизного покрытия недостаточно для протекания большого тока, поэтому место дополнительно пропаивают с помощью тонкого медного провода. Такой метод неэффективен при восстановлении длинных разрывов.

4. Использование стальных опилок, магнита и клея.

При этом методе зачищают поверхность. Затем с помощью магнита, помещенного за стеклом, формируют горку из опилок в месте разрыва. Далее на горку наносят клей БФ-2 или аналогичный. После высыхания наносят закрепляющий уровень клея. Восстановление разрыва таким методом эффективно на длительное время.

Несложный ремонт

Представим, что ваша решетка имеет несколько линий, которые не нагреваются. Вы можете найти разрыв, просто осмотрев шелкографию решетки по всей длине. Это легче сделать на автомобилях типа хетчбэк, минивэнах и внедорожниках, потому что вы можете поднять заднюю дверь и осматривать линии напротив неба. Если у вас седан, вам придется залезть назад и просунуть голову в пространство над задней полкой. В другом случае вам придется взять надежный вольтметр постоянного тока и исследовать ее электрическим способом.

Установите ваш вольтметр на шкалу 20 вольт и подсоедините пару кусочков алюминиевой фольги размером с почтовую марку к концевым выводам. Это не даст щупу поцарапать решетку.

Небольшие флажки из алюминиевой фольги на контактных наконечниках предотвратят дальнейшее повреждение.

Вы можете просто положить кусочки алюминиевой фольги на стекло и прижать их слегка пальцем, чтобы произвести соединение с решеткой. Если окно большое, вам может помочь дополнительная пара рук.

Начните с измерения напряжения вдоль всей длины решетки. Включив зажигание и обогреватель заднего стекла, вы должны увидеть 12 вольт на вольтметре, когда кусочки фольги расположены у каждого конца решетки. Теперь передвиньте один кусочек в центр решетки и снова замерьте. Напряжение должно показывать 12 вольт, если разрыв между фольгой, и меньше, если разрыв вне кусочков фольги. Таким же образом измерьте напряжение на полосе решетки, которая работает нормально, и вы должны увидеть как минимум 6 вольт в центре, потому что вы только что превратили вашу решетку оттаивателя в гигантский реостат. Передвигая кусочки алюминия вдоль поврежденной линии, вы увидите 12 вольт на вольтметре только до тех пор, пока не достигнете разрыва, где напряжение сразу же сильно упадет. Это позволит вам определить место разрыва.

Починить решетку просто. Многие магазины и многие отделы в больших универмагах, продающие автозапчасти, могут продать вам набор для ремонта. Протрите место разрыва спиртом, а затем промокните его чистым белым бумажным полотенцем. Не используйте средство для очистки стекол, так как от него могут остаться следы воска или силикона. В наборе может иметься шаблон на клейкой основе, чтобы его наклеивать вокруг разрыва, но вы можете использовать обычный непрозрачный скотч. Непрозрачный скотч может использоваться, чтобы сделать новую линию, которая точно подходит по ширине к старой решетке, если лента в наборе слишком толстая или узкая. Нарисуйте полоску проводящей краской через разрыв. Дайте ей высохнуть в течение 10-15 минут и удалите ленту.

Починить незначительные разрывы в линиях решетки обогревателя заднего стекла так же просто, как обклеить их лентой и нанести специальную проводящую краску.

Если у вас несколько поврежденных линий решетки, просто повторите процедуру. Если линии повреждены более чем в одном месте вдоль длины, вам придется вернуться к шагу номер один и обнаружить следующий разрыв.

Опубликовано:
22 сентября 2014

Список неустранимых повреждений

Есть перечень повреждений, при котором реставрация нитей бесполезна. Автомобилист только потратит время, а результата не будет. Вот список условий:

  1. Много разрывов. Можно попытаться соединить дорожки, но это нецелесообразно, если большинство из них неисправно.
  2. Большие повреждения. Если нитей нет на протяжении 5–10 см, любая попытка ремонта будет безуспешной.
  3. Нужно снимать тонировку. Нет гарантий, что пленка не потащит за собой все нити. Обычно так и происходит.

Это всего лишь рекомендации. Ничто не мешает потратить время и добиться результатов. Особенно когда обогрев нужен прямо сейчас, а поблизости нет сервисных центров.

Неисправности и их причины

Несмотря на конструктивную простоту схемы обогрева заднего стекла, ломается она достаточно часто. Самой распространенной неисправностью системы считается перегорание предохранителя.

Но есть еще ряд поломок, которые могут произойти с устройством:

  1. Повреждение токопроводящих нитей.
  2. Выход из строя предохранителя.
  3. Окисление контактов.
  4. Обрыв проводки питания — частая причина ее перетирание у универсалов, хавбеков так как она проложена в специальной гофре.
  5. Перегорание реле.

Одни из указанных неисправностей приводят к полному отказу работы системы, другие – к снижению ее эффективности или неравномерному прогреву поверхности (на ней остаются не оттаявшие участки).

Элементы цепи

Перегорание предохранителя часто встречающаяся поломка потому, что система при работе потребляет большое количество энергии. Работа обогрева стекла под большой нагрузкой и приводит к тому, что защитный элемент выходит из строя.

Также из строя нередко выходит реле, через которое происходит питание нитей.

Токопроводящие нити

Вторая распространенная проблема – повреждение нитей. Толщина токопроводящей дорожки незначительна и ее очень легко оборвать. Чаще всего нити повреждают сами водители.

Наледь образуется со стороны салона и многие, стараясь побыстрее от нее избавиться, не дожидаясь, когда это сделает обогреватель, удаляют ее ручным способом – с помощью скребков. Но даже самый мягкий скребок легко может повредить токопроводящие дорожки.

При этом система в целом остается работающей, но оборванная нить разогреваться не будет, и на стекле появятся не отогретые участки, снижающие обзорность.

Одна оборванная нить особо не повлияет на обзор, а вот несколько поврежденных дорожек могут серьезно затруднить водителю оценивать происходящие позади машины.

У автовладельца есть возможность восстановить поврежденные нити, но эта процедура осложняется тем, что не всегда удается визуально обнаружить место обрыва, а это необходимо для выполнения ремонтных работ.

Но в этом помогают электрические измерительные приборы – вольтметры, омметры или же мультиметры.

К примеру, при наличии вольтметра технология диагностики такова:

  • «минусовой» щуп прибора подсоединяем к «массе», а «плюсовой» обматываем фольгой (чтобы в процессе проверки острым концом щупа дополнительно не нанести нитям повреждения);
  • Запускаем двигатель и включаем обогреватель стекла;
  • «плюсовым» щупом проводим по нити, которая не греется и смотрим на показания прибора.

Стандартным в нитях является напряжение в 5 В, именно такое значение должен показать вольтметр при касании «плюсового» щупа к дорожке. В месте же обрыва обязательно произойдет скачок напряжения, после чего останется только пометить участок с повреждением.

Другие показатели работы нитей обогрева:

  1. Рабочая температура — до 70С.
  2.  Сопротивление 10 Ом.
  3. Ток — от 10 до 25 А.
  4. Способ подключения — параллельно.

Примерно по такой же технологии осуществляется и проверка нитей с помощью омметра, с той лишь разницей, что, обрыв определяется по скачку сопротивления.

Иные проблемы

Остальные неисправности обогрева заднего стекла – обрывы проводки, окисления проводов и поломка реле определяются и устраняются теми же способами, что и иных электроприборов – прозвонкой проводов, заменой деталей на заведомо исправные элементы, зачисткой контактов и пр.

Способы ремонта нитей нагревательного элемента

Существует несколько способов восстановления работоспособности греющей нити в домашних условиях.

С помощью токопроводящих паст и клеев

Наиболее простой и эффективный, это с помощью специальных ремонтных комплектов, например DONE DEAL DD6590, предназначенный для ремонта нитей и контактов обогревателя заднего стекла как любителями, так и профессионалами. Способ хорош тем, что не требует наличия инструментов и материалов. Достаточно нанести по прилагаемой инструкции на место разрыва нити из шприца немного токопроводящей пасты, дождаться пока паста затвердеет и ремонт закончен. Но стоит такой набор более $15.

Второй способ аналогичен предыдущему. Но вместо фирменного набора применяют покупные токопроводящие клеи, например, «Элеконт», московского производителя. Клей наносится на место разрыва нити с перекрытием целой части нити по сантиметру с каждой стороны. Для получения аккуратного вида используется трафарет из изоленты или скотча. Для надежности клей наносится два раза. Между слоями токопроводящего клея желательно проложить отрезок залуженной медной проволочки диаметром 0,3-0,5 мм.

Бытует мнение, что токопроводящую пасту или клей для ремонта нитей нагревателя стекла можно изготовить самостоятельно, замешав краску или клей с опилками латуни в пропорции один к одному. Полученный состав через трафарет тонким слоем наносится на место обрыва нити в несколько слоев. Но надежность этой технологии не подтверждена практикой.

Гальваническим осаждением меди

Еще один способ – гальваническое осаждение меди. Метод ремонта нити нагревателя кажется привлекательным. Но из личной практики могу сказать, что надежность подобных покрытий в домашних условиях получается низкой. Так что я не решился воспользоваться этой технологией.

С помощью пайки мягким припоем

Широкое распространение получил механический способ восстановления целостности нитей обогревателя заднего стекла, методом пайки мягким припоем. Надежность этого способа проверена мною при ремонте нагревательных нитей заднего стекла в собственном автомобиле. Приведенная ниже пошаговая инструкция, написанная на основании моего опыта, позволит Вам без трудностей самостоятельно отремонтировать нить обогревателя всего за несколько минут практически без финансовых затрат.

По совету теоретиков из Интернета я допустил большую ошибку, попытался зачистить нить с помощью наждачной бумаги. В результате вместо разрыва нити шириной 1 мм получился разрыв величиной более 1 см. Лента нитки очень тонкая, всего с пару десятков микрон и стирается, даже самой мелкозернистой наждачной бумагой мгновенно. Нити нагревателя и так ничем не покрыты, и достаточно место пайки обезжирить с помощью лоскута, смоченного в спирте или ацетоне.

Если ширина разрыва нити менее 1 мм, то можно обойтись и без пайки дополнительного проводника. В моем случае ширина просвета была большой, и пришлось предварительно приготовить отрезок медной проволочки для перемычки. По одной нитке нагревателя протекает ток около 1 А. Исходя из этого, выбираем по таблице сечения проводов провод сечением 0,17 мм2, что соответствует диаметру 0,45 мм. Длина медной перемычки должна быть равна ширине обрыва нити плюс 2 см. Перед пайкой, перемычку нужно обязательно залудить толстым слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61. Нитку нагревателя лудить не нужно.

Для того, чтобы припой надежно пристал к нитке нагревателя, перед припайкой перемычки нужно нитку в зоне пайки с помощью кисточки смазать тонким слоем .

Далее перемычка прижимается к нагревательной нитке и прогревается в течение одной секунды паяльником мощностью 12 Вт. Рука отводится в сторону. Перемычка должна держаться на нитке. Пробовать ее подергать для проверки качества пайки недопустимо, отвалится, и еще оторвет кусок нитки нагревателя. К сожалению, проверено опытным путем. В результате экспериментов перемычку в конечном итоге мне пришлось паять длиной 5 см.

После припайки одного конца перемычки, плотно к нитке прижимается второй и тоже прогревается паяльником. После окончания пайки, с целью удаления остатков кислотного флюса, стекло тщательно промывается водой.

В довершение для надежности, хотя это и не обязательно, я припаянную перемычку покрыл сверху прозрачным суперклеем «Момент» на основе цианакрилатов, термостойкость которого составляет около 70 °С. Более этой температуры обогреватель не нагревается.

В результате время ремонта обрыва нити своими руками с учетом всех подготовительных работ составило не более десяти минут. Отремонтированные нити служат уже более трех лет.

Особенности установки

Тонирование заднего стекла — это, пожалуй, самая сложна процедура нанесения затемнения, так как само окно большое по площади, выпуклое и имеет систему обогрева. Если пленка имеет некачественную формовку, повредить нити обогрева довольно просто. Например, вам требуется удалить с окна старую пленку. После ее снятия на поверхности будут остатки клея и различные загрязнения. Чтобы их отмыть, вам ни в коем случае нельзя использовать абразивы, но можно:

взять стеклоочистительную жидкость и пройтись тряпкой по всей поверхности стекла

Важно, что обрабатывать поверхность нужно между нитями;
для очистки самих нитей воспользуйтесь растворителем;
альтернативный метод очистки — специальные жидкости для удаления пленки. Однако они подходят обычно для пленки конкретных производителей.

Еще одной особенностью при установке тонировочной пленки на окно с обогревом является то, что на старых авто (выпущенных ранее 2003 года) нити подогрева часто окислены и со временем приобретают налет. Чтобы его удалить, можете воспользоваться лезвием, которым предельно аккуратно горизонтальными (и ни в коем случае не вертикальными, дабы не вывести из строя нити) движениями счистите загрязнение.

Если на вашей машине слишком выпуклое заднее окно, главным вашим заданием при установке пленки будет минимизация площади материала, который вы будете формовать. Накладывайте его на окно, а потом аккуратно режьте по линии нити накаливания. Отдельные полоски можете формовать отдельно, стыкуя по нити.

votes

Рейтинг статьи

Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php3Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php11Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php19

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Hyundai-partner
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: