Устраняем шум печки на приоре

Мой kia rio

Что может шуметь в печке

Гидравлическая часть отопителя изготовлена так, что издавать треск или как-то иначе шуметь не может в принципе. ОЖ циркулирует по герметичным трубкам и шлангам и, при правильном (достаточном) уровне антифриза воздушных пробок в печке не образуется, а закипание системы охлаждения происходит только при резком снижении ее эффективности и перегреве силового агрегата. Признаками такого перегрева являются:

  • резкое падение мощности;
  • густой белый пар, выходящий из-под капота;
  • включение соответствующих индикаторов на панели приборов;
  • заходе стрелки термометра в красную зону.

То есть даже во время закипания двигателя гидравлическая часть отопителя не является источником посторонних звуков, поэтому причины, по которым свистит печка в машине, связаны только с воздушной и механической частями этого устройства. Чаще всего такими причинами становятся:

  • разрушение подшипников вентилятора;
  • слабая фиксация мотора вентилятора;
  • повреждение лопастей вентилятора;
  • разрушение салонного фильтра.

Вентилятор печки авто

Чтобы определить, почему печка издает странные звуки, отопитель приходится полностью извлекать из авто и разбирать.

Разрушение подшипников вентилятора

Вентилятор отопителя состоит из трех компонентов:

  • моторчика;
  • пропеллера или колеса с лопастями;
  • корпуса отопителя.

Моторчик надежно прикручен к корпусу печки, а пропеллер или колесо закреплены на его валу. Поэтому подшипники электромотора одновременно являются подшипниками всего вентилятора. На классических моделях ВАЗ (2101–2107) вместо подшипников ставили металлические или пластиковые втулки, это снижало стоимость производства, зато сокращало ресурс агрегата. Когда подшипники или втулки разбивает, в них появляется люфт, детали начинают гудеть, свистеть или трещать во время работы.

Слабая фиксация мотора вентилятора

Если болты или гайки, крепящие агрегат к корпусу печки, ослабли, то помимо вибрации и вызванных ей стуков, появляется перекос вала, что приводит к контакту вентилятора и корпуса печки. Если такой контакт постоянен, то во время работы обогревателя будет свистеть или трещать, если же контакт происходит при определенных условиях, например, проезде машины через кочку или нестабильной работе мотора, то звук будет прерывистым.

Повреждение лопастей вентилятора

Такое чаще всего происходит с центробежными, то есть состоящими из колеса с лопастями и корпуса-улитки, вентиляторами при попадании в них какого-то постороннего предмета (если ездить без салонного фильтра) или из-за долгой работы с незатянутым креплением. Звук может быть любым, ведь он зависит от характера повреждения и общего состояния печки. Нередко отопитель вдруг начинает гудеть сильней, чем обычно, что тоже может говорить о каком-то повреждении лопастей.

Разрушение салонного фильтра

Печка авто — салонный фильтр

Такой дефект часто происходит там, где использованы либо крайне дешевые некачественные детали, либо фильтр стоял на месте без замены несколько десятилетий и развалился. Когда он рвется или разваливается, то его кусочки попадают в область действия вентилятора отопителя и ухудшают его работу. В зависимости от ситуации они могут породить негромкий свист или какие-то едва слышные стуки при выключении и выключении вентилятора.

Но гораздо опасней то, что через разрушенный фильтр в область действия вентилятора могут попасть небольшие камни, куски веток и другой мусор, который будет болтаться внутри вентилятора и раздражать вас посторонними звуками.

Как устранить проблему

Если вы решили устранить причину, по которой печка начала издавать посторонние звуки, например, трещать, то сначала убедитесь, что не приняли за них гул, который издает даже полностью исправный вентилятор, затем полностью разбирайте и вытаскивайте из машины отопитель. Когда все детали будут лежать отдельно, проверяйте каждую из них.

Иногда причиной посторонних звуков становятся даже листья, которые попадают в отопитель при неправильной установке воздушного фильтра или езде без него. Некоторые водители перед зимой снимают салонный фильтр, мотивируя это тем, что печка будет лучше работать, но, гораздо практичней чаще менять его, чтобы он постоянно оставался чистым.

Как работает обдув?

Устройство очень простое – в салоне под панелью, есть радиатор печки (рядом возможно и кондиционера), на которые дует специальный мощный вентилятор. У него, как правило несколько режимов обдува, обычно подразделяются от «1» до «4», чем больше включили, тем сильнее будет поток воздуха. Как становится понятно, зимой используется радиатор печки – для обогрева салона, зимой используется радиатор кондиционера – для охлаждения.

На новых иномарках он не шумит (на первом и втором положении практически не слышно), точнее слышно сильный набегающий поток воздуха, но никаких сторонних звуков нет. Это говорит о том — что вентилятор исправен и вся система работает нормально.

Если у вас появляется свист или треск при включении вентилятора значит что здесь что не так, нужно разбирать панель и снимать именно вентилятор. Радиаторы здесь не причем.

Неисправности вентилятора

К наиболее частым поломкам, из-за которых шумит вентилятор печки ваз 2114, относятся:

  • износ графитовых щеток;
  • износ или разрушение опорных подшипников;
  • разрушение поверхности ротора;
  • загрязнение вентилятора.

Для того, чтобы точно определить — что именно стало причиной шума, вентилятор придется демонтировать.


Загрязненный вентилятор печки

Сделать это достаточно просто — нужно лишь:

  1. Открыть капот.
  2. Выкрутить четыре самореза, удерживающих кожух вентилятора.
  3. Развести половинки кожуха в стороны.
  4. Выкрутить два винта, фиксирующих корпус вентилятора к воздуховоду.
  5. Отключить клеммы с проводами от контактов вентилятора.
  6. Извлечь вентилятор из короба воздуховода.

После того, как вентилятор демонтирован, первым делом следует проверить состояние его графитовых щеток — если они истерлись почти до конца, то их следует заменить новыми, с аналогичными габаритами. Как показывает практика — более, чем в 70% случаев это помогает вернуть устройство к жизни без дополнительных вмешательств в его конструкцию.

Если же после этой процедуры вентилятор по прежнему продолжает шуметь или издавать свист, значит в нем присутствует более серьезная неисправность, для устранения которой придется выполнить его разборку.

Как устроена система охлаждения двигателя и обогрева салона

Во время работы двигатель автомобиля выделяет много тепла, которое необходимо отводить от него, чтобы не произошел перегрев с последующим повреждением силового агрегата. Эту задачу выполняет система охлаждения, неотъемлемой частью которой является отопитель. Блок и головка двигателя пронизаны каналами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ, антифриз), выполняющая функцию теплоносителя, то есть передающая тепловую энергию от мотора к радиатору. Поскольку оптимальный тепловой режим силового агрегата составляет 95–105 градусов, то для ускорения прогрева в систему охлаждения встроили термостат, блокирующий движение ОЖ по «большому кругу» до достижения соответствующей температуры мотора.

Помимо большого круга движения антифриза существует еще и малый, который поставляет тепловую энергию отопителю салона. Горячая жидкость, циркуляцию которой обеспечивает помпа (водяной насос), выходит из двигателя и по трубам поступает в радиатор (теплообменник) печки. На некоторых автомобилях производства СССР в малый круг врезан кран, перекрыв который, водитель блокирует поступление антифриза в обогреватель, это ускоряет прогрев двигателя до рабочей температуры. Радиатор отопителя, в силу малой площади, не способен самостоятельно обогреть весь объем салона, поэтому в состав печки включают вентилятор, создающий движение воздуха. В результате двигатель нагревает радиатор отопителя, который, в свою очередь, нагревает проходящий через него воздух, а последний разносит тепло по салону.

Сам же отопитель сделан по принципу калорифера – внутри пластикового или металлического кожуха установлены:

  • радиатор-теплообменник;
  • вентилятор, создающий поток воздуха;
  • салонный фильтр, очищающий входящий воздух;
  • прямой и обводной каналы (первый идет через радиатор, второй в обход него);
  • заслонки, регулирующие направление движения воздуха.

Подробней об устройстве печки читайте тут (Устройство печки).

Как проверить крыльчатку на наличие посторонних предметов

Первое, что надо сделать, если шумит вентилятор печки на “Приоре” — проверить крыльчатку и кожух. Это можно сделать без разборки системы климат-контроля и демонтажа крыльчатки. Таким образом можно удалить попавшие в отопитель листья, мелкие ветки, посторонние предметы.

Операция выполняется через отверстие для рециркуляции воздуха, которое находится в перчаточном отделении (бардачке). Проверка и очистка выполняется так:

засунуть руку в перчаточное отделение и нащупать подвижную заслонку;

нащупать пальцами на заслонку и открыть ее, потянув на себя (на ощупь заслонка напоминает небольшой пластиковый бочонок);

Примечание: крышка закреплена на петле и прижимается пружинами, прижимающими ее к кожуху, поэтому ее можно безопасно открыть, не сломав механизм.

пальцами проверить пространство возле крыльчатки на предмет наличия посторонних предметом и вытащить их, если таковые имеются;

вытащить руку (при этом крышка закроется под воздействием пружин).

Основные неисправности

Свист это уже неисправность — их в этом узле, не так много. Нужно сказать «отопитель» — либо работает, либо нет. Если печка вообще не обдувает, это значит — электродвигатель заклинило, или сносились щетки. Если вы еще как-то катались с треском, и после в один прекрасный момент он исчез, да и печка прекратила работать — то это однозначно встал двигатель, скорее всего проблема в подшипнике или втулках.

Однако свист еще не говорит о том — что электродвигатель входит из строя, возможно, что туда просто набилась грязь (от длительного времени использования) и ее нужно вычистить.

Поэтому в 70% случаев смазка действительно помогает, однако если вы уже долго ездили с шумом, возможно — что подшипник уже изношен. Поэтому, как только проявляется шум треск и так далее — разбираем печку и чистим ее. Что еще хочется отметить на наших ВАЗ, особенно на «классике» вместо подшипников использовались втулки, после их выработки нужна была их замена, однако многие народные умельцы, все же устанавливают на ВАЗОВСКИЙ отопитель подшипники — как я считаю что это правильно!

Как снять вентилятор печки “Приоры”

Если печка “Приоры” шумит не из-за наличия мусора в районе крыльчатки, придется демонтировать последнюю, чтобы починить или заменить. Обычно причиной шума является выход из строя подшипника, но иногда могут шуметь развалившиеся лопасти крыльчатки.

Для демонтажа крыльчатки понадобятся крестовая и плоская отвертки, нож.

Порядок действий следующий:

  • снять дроссельный узел, но не отсоединять, а отвести в сторону;
  • снять шумоизоляцию моторного щита и жабо;
  • отогнуть вверх конец кронштейна крепления педали тормоза;
  • снять хомут, крепящий колодку проводов вентилятора (проще всего разрезать его);
  • отжать фиксатор колодки и отсоединить ее от вентилятора;
  • отсоединить провода от резистора печки;
  • отвернуть саморез, фиксирующий крепление печки;
  • отстыковать шланг вентилятора;
  • открутить 3 самореза, удерживающих печку;
  • извлечь вентилятор печки, поддев за фланец плоской отверткой.

Остается проверить работоспособность вентилятора и при необходимости отремонтировать либо его либо поменять на новый.

Ремонт вентилятора заключается в устранении люфта его оси. Для этого необходимо разобрать вентилятор и установить дополнительную шайбу снизу. При последующей сборке следует смазать трущиеся детали “Литолом”.

Если печка шумит на непрогретом двигателе, а после прогрева шум пропадает, необходимо смазать втулку ротора электродвигателя. В этом случае можно не демонтировать вентилятор, а снять жабо, просверлить тонкое отверстие в районе подшипника скольжения и ввести туда масло. Затем отверстие необходимо закрыть заглушкой.

При установке вентилятора следует расположить его так, чтоб патрубок, которому подключается труба вентиляции (воздуховод), располагался напротив последней.

Действия по установке вентилятора выполняются в последовательности, обратной снятию. Хомут, удерживающий колодку проводов, следует заменить новым.

Ремонт вентилятора отопителя

Перед тем, как приступить к полной разборке вентилятора и замене его узлов, можно попытаться выполнить очистку, которая поможет устранить скопившиеся в устройстве пыль и грязь, часто являющиеся причиной затрудненного вращения ротора и, как следствие — причиной появления непонятных звуков.


Разбираем вентилятор печки

Для этого нужно:

  • очистить всю видимую грязь со всех поверхностей вентилятора;
  • удалить из его турбинки накопившиеся за долгое время листья, траву и прочий сор (очень часто именно они, а не разбитые подшипники, являются причиной свиста и треска при работе вентилятора);
  • пропылесосить его или продуть сжатым воздухом, периодически проворачивая вал двигателя;
  • смазать все опорные подшипники маслом (при выполнении этой процедуры без разборки вентилятора удобнее всего использовать смазку, находящуюся в баллончике под давлением).

Если же после процедуры очистки все равно свистит печка ваз 2114, значит вероятнее всего выработаны или рассыпались подшипники. Для того, чтобы их заменить — все таки придется разобрать вентилятор.

Для этого нужно:

  1. Открыть его пластмассовые защелки, поддев их отверткой либо прочным лезвием.
  2. Располовинить корпус.
  3. Удалить стопорное кольцо (сделать это можно при помощи специального съемника либо все тем же плоским прочным лезвием).
  4. Снять крыльчатку с вала электромотора. Если сделать это «от руки» не удается, то следует аккуратно удерживая ее, выбить вал при помощи молотка и небольшой выколотки.
  5. Поддеть небольшой отверткой пару пружинных скобок.
  6. Снять крышку электромотора.
  7. Извлечь ротор из корпуса.

Получив таким образом полный доступ к внутренностям двигателя, следует первым делом осмотреть подшипники и, в случае их очевидных дефектов или износа, заменить их. После установки новых подшипников их рекомендуется смазать (как и говорилось выше — лучше всего силиконовой смазкой).


Замена подшипников электромотора печки

Также, при разборке мотора следует внимательно осмотреть его ротор — если на нем видны следы повреждения отдельных дорожек, обгорания или сильного износа, то, скорее всего, придется заменять весь двигатель вентилятора, поскольку отремонтировать ротор попросту не удастся, а найти новый именно для мотора вентилятора печки — крайне проблематично.

Лада Икс Рей

Самостоятельно устранить шум вентилятора отопителя Лада Икс Рей можно одним из 2-х вариантов:

  1. Через верхнюю панель в перчаточном ящике;
  2. Через салонный фильтр.

Первый способ

В сравнении с Вестой он заметно проще за счет того, что не приходится демонтировать сразу несколько компонентов, хоть работать и не так удобно.

Сначала требуется снять в перчаточном ящике верхнюю панель, на которой располагается плафон.

Сам моторчик находится слева. Чтобы вынуть крыльчатку, нужно слегка надавить на верхний пластиковый фиксатор и аккуратно провернуть вентилятор против часовой стрелки.

Стоит отметить, что полностью вынуть моторчик не выйдет, так как для этого придется разбирать и часть торпедо. Впрочем, даже указанного отверстия достаточно, чтобы тонкой отверткой, обмотанной тканью, провести чистку лопастей.

Второй способ

Чтобы реализовать такой вариант устранения шума вентилятора отопителя Лада Икс Рей, потребуется сперва демонтировать салонный фильтр и жабо со стороны пассажира.

Чтобы добраться до салонного фильтра, нужно убрать пластиковую накладку трансмиссионного тоннеля со стороны переднего пассажира (крепится винтами), после чего, согласно указанному выше алгоритму, демонтировать крышку перчаточного ящика (если в этом есть необходимость).

Далее требуется сдавить фиксаторы и снять крышку фильтра.

Чтобы извлечь сам фильтр из корпуса, нужно взяться за его нижний край, после чего потянуть. После снятия посадочное место рекомендуется вычистить от сора (листочки, пыль и прочее).

Когда фильтрующий элемент вынут, остается снять жабо, для чего потребуется ключ на 16 и звездочка Torx T20.

Сначала необходимо поддеть отверткой либо ножом и снять пластиковые колпачки, которыми закрыты гайки крепления поводков стеклоочистителей. Когда это сделано, остается открутить гайки и снять поводки вместе со щетками. Снимать их следует аккуратно, чтобы не повредить шлицы.

Следующий шаг – снимаем уплотнение капота. Затем в правой половине жабо выкручиваются 3 винта, и вынимается клипса. В конце нужно снять правую сторону жабо. Что касается левой, то ее демонтировать необязательно.

Расположение точек фиксации и компонентов при снятии жабо Лада Икс Рей

Когда демонтаж произведен, необходимо в воздухозаборник с пассажирской стороны вставить трубочку очистителя кондиционера, после чего активировать работу печки и залить пеной.

Сборка осуществляется в обратной последовательности. Перед монтажом поводков стеклоочистителей, рекомендуется очистить от загрязнений оси трапеции дворников.

Как видно, все способы самостоятельно устранить шум вентилятора отопителя Весты или Икс Рея более чем осуществимые. Остается лишь реализовать их.

Разбор — чистка вентилятора

Как я уже писал сверху, в каждом автомобиле съем этого устройства делается по-разному, но суть остается всегда одной, у нас либо полностью снят вентилятор или к нему есть прямой доступ, чтобы можно было смазать элементы.

ХОЧЕТСЯ предостеречь — прежде чем будете снимать электродвигатель — отсоедините клеммы с аккумулятора автомобиля, чтобы избежать лишних никому не нужных замыканий.

Вентилятор практически всегда устроен одинаково — это электродвигатель и наверху цилиндрическая гребенка (лопасти), которая нагнетает воздух. Вот небольшой пример.

Свист происходит от самого двигателя, у него есть один или два подшипника, которые держат вал вращения. Если подшипники выходят из строя, либо забиваются (годовой) грязью — происходят непонятные звуки — свист, треск, гудение и т.д. Есть два вариант развития событий:

Просто чистка. Диагностика проста, попробуйте покрутить снятый мотор — если он вращается сложно иногда даже со знакомыми звуками, тогда — пылесосим двигатель, смазываем подшипники — прочие крутящиеся элементы (можно сделать любой силиконовой смазкой, иногда можно использовать WD-40), вычищаем всю грязь с вала.

Обычно этого достаточно в 70% случаев, электромотор начинает работать тихо, легко, без лишних звуков. Хватит еще на очень долгое время бесшумной работы.

Ремонт-замена подшипников вала. Диагностика — вал вообще не вращается. Здесь дело по сложнее, вам нужно будет разобрать сам двигатель — «посмотреть ему внутрь». От долгой неправильной работы подшипники может заклинить, они просто разбиваются, шарики в них «клинит». Многие сейчас могут сказать — зачем мучиться, просто нужно купить новый двигатель! Возможно, это справедливее замечание, однако стоимость вентилятора отопителя (а как правило он идет в сборе) очень не мала. Например, на рядовую иномарку класса «С» он будет варьироваться, примерно от 5000 до 10000 рублей, что очень много! А если у вас авто классом выше, то цены геометрически растут. Так что замена подшипников очень даже оправдана, стоят они копейки.

ИТАК: Откручиваем лопасти, они либо пластиковые, либо металлические (зачастую алюминий). В середине будет идти гайка именно ее нужно крутить, если открутить удалось но лопасти не снимаются положите их, НО НЕ ВЕСЬ двигатель — в горячую воду, не кипяток но и не тепленькую (градусов 60 — 65), они могут быть дополнительно закреплены на клею кипяток его немного размягчит, пластик расширится и вы потихонечку снимите лопасти.

Далее разбираем сам электромотор, обычно это два — три болта (гайки) которые легко откручиваются

Вам нужно «половинить» мотор с осторожностью, чтобы не потерять все мелкие элементы. После того как снимите крышку у вас будет примерно такая картина.

Далее снимаем подшипники, еще раз повторюсь — часто их два, после чего меняем. Один аспект, как правило — вам не удастся подобрать именно такие-е же как установлены у вас. Однако сняв параметры вала, либо взяв старый вариант — идем в специальный магазин, коих у нас в городе очень много — покупаем подходящий вариант.

Просто подбираем по размерам, берите обычный шарикоподшипник можно даже наш отечественный — дольше ходить будут. Одеваем их на вал, собираем мотор и радуемся.

В 90% случаев, если вы все сделали правильно никакого шума, свиста, треска не будет. Даже если у вас двигатель был заклинен, после замены работоспособность, скорее всего восстановится. Именно так мы делали со знакомым на его Шкода Фабии, новая печка стояла около 5000 рублей, цена нашего ремонта — покупка двух подшипников + баллончик силиконовой смазки, около 400 — 500 рублей. Сейчас вот уже второй год работает великолепно, ни свиста, ни хруста — тишина! Как сказал знакомый, работает даже тише чем новый, но это как мне кажется — «каждый кулик свое болото хвалит»!

На этом заканчиваю, думаю эта статья была вам полезна.

https://youtube.com/watch?v=LS-B5WIAGXk

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Hyundai-partner
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: