Самостоятельный ремонт рулевой рейки на автомобиле Фольксваген Поло седан
Безопасность на дороге − прежде всего. Чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций, необходимо постоянно ухаживать за своим автомобилем, проверять работоспособность всех узлов.
Большие проблемы во время поездки может вызвать работа рулевого управления. Исправность работы всех элементов рулевого механизма − это залог безопасной езды, особенно в городских условиях.
Фольксваген Поло седан − автомобиль, спроектированный немецкими мастерами для российских условий. Но каким бы крепким не казался седан из Вольфсбурга, даже он требует тщательного ухода.
Рулевое управление Поло является одной из главных тем, поднимаемых автомобилистами на бесконечных форумах в Интернете. У многих начинают появляться странные шумы при движении. Осложнение может возникнуть в любой детали устройства: от рулевого колеса до наконечников рулевой тяги
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, важно вовремя провести диагностику и разобраться, с чем связана трудность
Как происходит ремонт и сколько это стоит
Точную причину неисправности устанавливают после обследования на смотровой яме или подробной диагностики в СТО. При своевременном обращении решение вопроса может ограничиться следующими процедурами:
- Заменой разорванного резинового пыльника, предварительно отчистив его от грязи.
- Заменой шлангов (обычно их меняют все сразу) на ГУР и устранением протечки;
- Установкой новых наконечников рулевых тяг (очень часто их стук путают с поведением изношенной рулевой рейки);
- Заменой изношенной крестовины рулевого вала.
- Подтянуть или заменить ремень на шкиве гидравлического насоса — именно он чаще всего виноват в тугом ходе рулевого колеса.
Эти меры потребуют некоторого времени и денег, но они гораздо менее затратны, чем замена рейки.
Инструкция по замене втулки рулевой рейки
Поменять втулку можно самостоятельно при достаточном опыте обслуживания авто, наличии гаража и набора инструментов — без снятия реечного механизма:
- Поднять автомобиль домкратом.
- Убрать переднее правое колесо.
- Удалить пыльник справа.
- Отделить тягу от рейки, используя ключ на 34 или газовый, разводной ключ.
- Открутить и отодвинуть тягу в сторону.
- Выпрессовать втулку. Для этого следует выкрутить руль максимально вправо и установить в рейку шайбу, так, чтобы она попала между втулкой и валом. Немного выкрутить рулевое колесо в левую сторону, чтобы изношенная деталь подвинулась. Потом покрутить руль вправо, чтобы шайба освободилась. Поставить её в другую сторону в вал и крутануть рулевое колесо немного влево. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока втулка не освободится.
- Выкрутить рулевое колесо в правую сторону и очистить от загрязнений место установки новой детали.
- Повернуть руль влево и смазать вал тонким слоем смазки.
- Поставить руль ровно, чтобы установить втулку на вал.
- Установить тягу.
- Запустить двигатель автомобиля.
- Вывернуть рулевое колесо в правую сторону. Движение желательно повторить несколько раз, чтобы заменённая деталь окончательно встала на место.
- Выкрутить руль влево и обработать вал смазкой на основе лития.
- Собрать все ранее снятые элементы в порядке, обратном снятию.
Если своими руками поменять запчасть сложно, необходимо заехать в сервис для проведения операции. Специалисты часто советуют заменить механизм целиком. Но это не всегда правильно. Для экономии нередко достаточно установить новую втулку. Поэтому желательно проконсультироваться на нескольких СТО для принятия верного решения.
Основные неисправности рулевого управления и их симптомы
Со временем любой механизм изнашивается. Рулевое управление не является исключением. На степень износа влияет состояние дорожного покрытия в том регионе, где автомобиль эксплуатируется. У некоторых автомашин неполадки проявляются уже после первых 10 тыс. километров проезда. Другие доезжают, без особых проблем в управлении, до 100 тыс. км. Ниже приведён перечень распространённых неисправностей Volkswagen Polo седан и их симптомов:
- Тугое вращение руля. Может вызываться неравномерным давлением в шинах передней оси или неисправностью рулевого электроусилителя. Заклинивание шарниров на тяговых наконечниках также затрудняет поворот колёс. Шаровые опоры передней подвески тоже могут клинить. Распространённая неисправность — заклинивание подшипника ведущего вала рулевой рейки. Если повреждены пыльники рулевых тяг, проникшая влага приводит к коррозии металла, влекущего за собой тяжёлое перемещение рейки, а также износ фиксирующей втулки.
- Руль вращается свободно. Если при этом колёса не поворачиваются, неисправно рулевое управление. Износ шестерёнок рейки и червяка ведущего вала требует дополнительной настройки, с использованием регулировочного болта, или замены износившихся деталей. Износ шарниров на тяговых наконечниках также может быть причиной.
- Люфт рулевого колеса превышает норму. Это говорит об износе деталей рулевого управления. Может присутствовать люфт в карданных шарнирах промежуточного вала. Нужно также проверить шарниры тяговых наконечников на степень износа. Могут быть ослаблены гайки крепления шаровых пальцев, в местах соединения рейки с рулевыми тягами. Есть вероятность износа червяка ведущего вала рейки и зубчатой поверхности вала-шестерни в результате длительной работы или отсутствия должного количества смазки.
- Посторонние звуки из рулевой колонки во время движения. Проявляются при повороте колёс или движении по проблемному дорожному покрытию. Основная причина — преждевременный износ втулки, фиксирующей вал-шестерню в корпусе, со стороны правого колеса. Может существовать большой зазор между упором и валом-шестернёй. Зазор убирается регулировочным болтом. Если это не помогает, изношенные детали заменяются новыми.
Подтягивать или перебирать
В интернете встречается немало роликов и статей, в которых рассказывают о том, как подтянуть рулевую рейку прямо на машине, утверждая, что так устраняют люфт и стук рулевой рейки «Поло» седан. Доля истины в этих утверждениях есть, подтягивая регулировочную гайку вы прижимаете шток к валу, а значит, устраняете люфт, являющийся причиной стука. Обратной стороной такого «ремонта» является увеличение силы трения, возникающей во время поворота зубчатого вала и перемещения штока влево или вправо.
Если люфт вызван ослаблением пружины, то подтягивание устранит его без вреда для механизма. Если же в его основе какие-то другие причины, то такой «ремонт» резко ускорит износ трущихся деталей редуктора — уже через 10–30 тысяч км рейку придется менять.
Кроме того, после подтяжки необходимо гайку необходимо законтрить, иначе под действием вибрации она может сдвинуться, что снова ослабит прижим штока к валу. Поэтому мы рекомендуем даже для подтяжки снимать узел с автомобиля и все работы выполнять на столе.
Неисправности рулевого управления «Поло» седан и их проявления
Если владелец «Фольксваген Поло» в кузове седан не обладает достаточным опытом самостоятельного ремонта автомобиля, то оценивает состояние рулевого управления исходя из «послушности» транспортного средства, раз машина слушается руля, считает он, то и переживать не о чем. На самом же деле ухудшение управляемости машины говорит о том, что неисправности этой системы достигли критического уровня и начали влиять на безопасность езды, а время для относительно недорого ремонта упущено.
Даже стук рулевой рейки «Поло» седан является только внешним проявлением куда более серьезных проблем, обусловленных износом редуктора этого агрегата. Нередко маленькое, едва заметное повреждение пыльника, через 1–2 тысячи км приводит к превращению смазки в абразивную пасту за счет попадания забортной грязи внутрь механизма. Такая «смазка» воздействует на рашпиль и вал подобно наждачной бумаге, постепенно разрушая слой закаленного металла, что приводит сначала к изменению формы деталей, а затем вызывает люфт и стук.
Опорная втулка «Поло»
На этом этапе еще не нарушена связь между рулем и колесами, а ремонт рейки «Поло» седан можно провести относительно недорого, особенно, если грязь не успела испортить смазку. В этом случае достаточно будет промыть все компоненты механизма, заполнить его чистой смазкой и установить новые пыльники.
Можно ли отремонтировать рулевую рейку
В большинстве случаев, замену рулевой рейки можно не производить, так как она поддаётся ремонту. Следует отметить, что официальные дилеры не ремонтируют рейки. Детали к ним отдельно не поставляются, поэтому дилеры меняют этот узел полностью. На практике получается так, что подшипник, входящий в конструкцию ведущего вала, можно заменить. Покупается подшипник с аналогичным типоразмером.
Втулку, фиксирующую вал-шестерню, можно заказать. Её изготавливают из фторопласта. Если вал-шестерня покрыта коррозией, эту деталь можно отшлифовать наждачной бумагой. Такую операцию необходимо сделать, так как ржавый вал «съедает» фиксирующую втулку, выполненную из более мягкого материала.
Во втулке обязательно нужно сделать надрезы, чтобы внутрь корпуса попадал воздух
Особенности конструкции рулевого управления
Общая схема рулевого управления седана Фольксваген Поло состоит из трех основных компонентов: рулевой колонки, электроусилителя и «шестерни-рейки». Чаще всего износу подвергается последняя деталь − рулевая рейка.
Структура рейки выглядит таким образом. На валл−шестерню крепятся две рулевые тяги. На концах находятся наконечники, которые благодаря шаровым шарнирам взаимодействуют с поворотными кулаками подвески авто. Защитную функцию выполняют специальные чехлы, предохраняющие поверхность механизма от попадания влаги и грязи.
Шестерня−рейка − это один из старинных механизмов, использовавшихся в ранних автомобилях в начале 20 века. Со временем конструкция отходила на второй план, заменяясь более сложными червячными механизмами. Однако, в последние десятилетия мировые производители вернулись к истокам, используя в автомобилестроении технологию рулевой рейки. Во многом такое решение было связано с появлением на рынке независимой подвески Макферсон. Упрощенная схема нового типа подвески требовала незатейливого рулевого механизма.
На Фольксваген Поло седан, который является образцом современности, монтируется та же самая Макферсон со стандартной рулевой рейкой. Единственное отличие механизма от аналога столетней давности − наличие электронных вспомогательных систем управления, устанавливаемых сегодня на большинство моделей.
Главной положительной стороной рулевой рейки можно назвать простоту механизма. В структуре используется небольшое количество тяг и шарниров, что снижает частоту возникновения поломок. Кроме того если выполнить качественный ремонт реечного механизма, то можно будет надолго забыть о поездках в автосервис или бесконечной трате бесценного времени в гараже. К плюсам можно также отнести незначительный вес устройства. Как и вся система подвески, рейка выполнена из легких материалов, которые отлично экономят средства компаний−производителей.
К сожалению, жесткость передает и недостатки, ощущаемые в виде бесчисленного количества «неровностей» российских дорог. Отрицательной особенностью является возникновение неприятных колебаний и шумов в рейке, которые появляются на седанах с небольшим пробегом. Это головная боль многих современных автомобилей, оснащенных системой Макферсон.
Рано или поздно механизм изнашивается, и всплывают подобные «звуковые» проблемы, выливающиеся в недешевый ремонт. Тут все зависит от качества сборки и манеры эксплуатации.
Основные поломки устройства связаны с возрастанием свободного хода руля, который становится тяжело вращать, а в колонке появляются непонятные стуки. Увеличенный ход обычно ассоциируют с ослабленными креплениями шаровых тяг, либо повышенным зазором между рейкой и болтом. Теми же причинами может быть вызван посторонний шум в работе устройства.
Если не отремонтировать
Износ рулевого механизма чаще всего начинается с повреждения защитного чехла (пыльника) или износа пластиковой внутренней втулки. Неустраненная вовремя неисправность приводит к увеличению усилия на руле или увеличению его свободного хода, затрудняя управление автомобилем и увеличивая риск создания ДТП.
Поэтому, при обнаружении любых неполадок в работе механизма управления, следует немедленно обратиться в автосервис для его диагностики и ремонта. Откладывая визит к мастеру для несложной замены пыльника, Вы можете «дотянуть» до замены всей рейки, требующей гораздо больших затрат.