Количество масла и его состояние
В качестве рабочей жидкости в ГУР используется специальное масло
Его важно поддерживать не только на должном уровне, но и в хорошем состоянии
На большинстве авто присутствует специальный щуп. Вытащив его, можно дать оценку уровню смазки, и его состоянию. Если жидкость пахнет горелым или присутствуют запахи бензина, это свидетельствует о необходимости провести замену.
Проверить уровень и состояние масла не всегда удаётся самостоятельно из-за отсутствующего щупа. Тогда определить это можно только при сливе. Здесь можно сделать всё самостоятельно, опираясь на руководство по ремонту, либо же посетить автосервис.
Проблемы с рулевой рейкой
Не исключается и потеря мощности автомобильного двигателя при поворотах, а также тугое вращение на месте.
Если вы заметили, что на малых и холостых оборотах на автомобиле тяжело крутится руль, стоит проверить состояние рулевой рейки. Справедливо это называют одной из самых неприятных проблем. Проявляется обычно в виде гула гидроусилителя при поворотах. Параллельно усложняется процесс вращения рулевого колеса.
Самостоятельно решить такую проблему достаточно сложно. Тут требуется помощь специалистов и диагностика узла. Самый неприятный для автовладельца вердикт заключается в необходимости замены рулевой рейки. Это не только сложно, но и очень дорого.
Порой может случиться и так, что после замены рулевой рейки проблема не уходит, и руль всё равно крутится достаточно тяжело. Некоторые списывают это на притирку деталей и адаптацию. В действительности такого быть не должно. Проблема может крыться в неправильной замене, в деталях низкого качества, либо в появлении других неисправностей в процессе замены. Придётся проводить повторную диагностику.
Как устранить проблему?
Если
произошло нарушение механических элементов ГУР, для решения проблемы лучше
обратиться на СТО, ведь точную диагностику можно провести только там. Менять
гидроусилитель нужно лишь после полного выхода из строя. Если же в систему
просто попал воздух, делаем так:
- Заглушить автомобиль, открыть
капот и найти бачок с рабочей жидкостью для ГУР. Эта емкость находится в
районе гидронасоса, который представляет собой цилиндр примерно 20 см
длиной. К устройству подключены шланги, по которым происходит перекачка жидкости.
По ним и можно отыскать бачок. - Открываем бачок, заполняем
емкость машинным маслом. Небольшую канистру с маслом следует всегда иметь
под рукой. Доливать нужно такое же масло, какое залито в бачок сейчас. Тип
масла, которое производитель рекомендует использовать, указан в техпаспорте
автомобиля. Масло заливаем в бачок до верхней черты. - Заводим автомобиль,
несколько раз прокручиваем руль влево и вправо. После этого содержание
масла в бачке снова уменьшится, причем произойдет это почти сразу. Ничего
особенного — просто система вобрала в себя жидкость. Доливаем еще раз.
Если
таким способом устранить проблему не удалось, вероятнее всего, в системе
воздух. Для его удаления нужно еще несколько раз прокрутить руль влево и вправо
до упора. Это поможет выдавить воздух, механизм начнёт крутиться легко. Если система
не стала работать лучше, стоит обратиться в автосервис.
Проблема
тугого прокручивания рулевого управления сложна именно с точки зрения
установления точной причины. Конечно, первым делом нужно определить степень
накачки шин — ведь если она недостаточна, то даже исправная гидравлика будет
«тормозить». Следует также проверить натяжение привода и степень
заполнения бачка для рабочей жидкости. Эти проблемы можно решить на месте — все
остальное лучше делегировать мастерам.
Давление в покрышках
Как ни странно, но очень часто искать причины в самой системе управления не приходится, поскольку тугой руль обусловлен банальным изменением нормального давления в шинах.
Низкое давление увеличивает пятно контакта, от этого авто сильнее прижимается к дорожному полотну, и при повороте рулевого колеса не удаётся совершить манёвр так же легко, как в случае с накаченными колёсами.
Неравномерное давление влечёт за собой и неравномерный износ шин. Тогда даже при выравнивании давления во всех колёсах машина будет вести себя нестабильно, её начнёт заносить.
Одним из ответов на вопрос о том, почему вдруг руль стал тяжело крутиться на машине, будет весьма банальный. Но проверку стоит начать именно с состояния покрышек. Ведь устранить низкое давление в шинах намного проще, чем менять рулевую рейку или выполнять ремонт узла управления.
Почему руль с ГУР стал тяжело крутиться
Задача гидравлического усилителя – это максимальное облегчение, повышение удобства управления автомобилем. От этого элемента напрямую зависит безопасность и комфорт вождения.
Нарушение работы гидравлики руля может быть вызвано такими поломками:
- механические повреждения шлангов;
- износ отдельных деталей;
- нарушение герметичности системы.
Все возможные причины тугого рулевого колеса прямо или косвенно связаны с перечисленными неисправностями.
Причины и как исправить
Когда руль становится трудно поворачивать, не всегда проблема скрывается в неисправности деталей и элементов системы. Спровоцировать это может нарушение геометрии кузова, низкое давление внутри шин, неправильный развал-схождение колес.
Кроме того, при установке нештатной резины большей ширины и диаметра такие явления также вполне естественно проявятся.
Затруднения при повороте руля могут быть вызваны износом пыльника подшипника поворотного кулака.
Каждая симптоматика имеет свои основания, которые желательно изучить как можно подробнее.
Руль прокручивается и поворачивается с большим усилием
Такие проявления в работе рулевой системы с гидравлическим усилителем руля могут спровоцировать несколько причин:
- засорение фильтра бачка системы (заменить);
- слабое натяжение привода насоса (отрегулировать ремень);
- воздух внутри системы (удалить, проверить герметичность ГУР);
- падение рабочего давления насоса (замена или ремонт);
- низкий уровень жидкости внутри бачка (доливка).
Нечеткая работа рулевой системы
Здесь можно проводить диагностику по следующим направлениям:
- механический износ элементов конструкции руля (тщательный визуальный осмотр, замена изношенных деталей);
- нарушение геометрии рулевого привода (проверка состояния шин);
- утечка жидкости (поиск места нарушения герметичности, устранение течи).
Необходимость приложения максимальных усилий при поворотах
Причиной такого явления является выход из строя помпы ГУР, износ сальников и прокладок. Для исправления ситуации нужно произвести ремонт насоса, при необходимости заменить его. Кроме того, может понадобиться замена сальников.
Руль в среднем положении трудно повернуть
Данную ситуацию провоцируют такие неприятные явления:
- поломка гидравлического насоса;
- механические поломки отдельных элементов конструкции.
При таких обстоятельствах нужно безотлагательно произвести ремонт или замену сломанной детали или узла.
Вибрация
Здесь проблему можно искать в следующем:
- утрата герметичности гидравлической системы, попадание воздуха внутрь (поиск проблемного места, удаление воздушных пробок);
- испорченные шины (выявить дефекты, устранить их или заменить резину).
Заедание рулевого колеса при повороте
При таких обстоятельствах в первую очередь следует проверить состояние жидкости ГУР внутри бачка. Если ее уровень недостаточный, то следует незамедлительно исправить ситуацию с помощью доливки. Низкий уровень смазки является препятствием для дальнейшей эксплуатации авто, поскольку это может спровоцировать выход из строя насоса ГУР.
Главное – придерживаться рекомендаций производителя, воздерживаясь от ненужных экспериментов.
Можно ли ездить без ГУР и возможные последствия
Проблема с гидравлическим усилителем руля зачастую спровоцирована поврежденными сальниками и прокладками. Вытекание смазки сопровождается громкими звуками насоса, которые напоминают громкий вой. Это свидетельствует о крайне неблагоприятной ситуации, поскольку помпа работает практически насухо. Если не подливать вовремя жидкость, то устройство быстро выйдет из строя.
При отсутствии смазки вся нагрузка приходится на червячные зубья. Поэтому ездить без гидравлического усилителя категорически не рекомендуется. Это можно делать только кратковременно и в экстренных случаях.
После замены рулевой рейки горит ESP
На современных автомобилях, укомплектованных электронной системой динамической стабилизации (ESP) любая ошибка, допущенная во время ремонта или замены рулевой рейки, может привести к неправильной работе этой системы. «Электронный мозг» ESP получает информацию от многих датчиков, в том числе подключенных к различным системам автомобиля, в том числе рулевым рейке и колонке. Соответствующие датчики через шлейф проводов передают информацию о положении руля, благодаря чему ЕСП правильно перераспределяет тормозное усилие на каждое колесо, предотвращая уход машины в занос.
Если загорелся значок ESP, то помощи в маневрах не будет
Когда система сбора информации для ESP нарушена, например, поврежден шлейф проводов или забыли подключить датчики, то блок управления ЕСП передает на бортовой компьютер сигнал ошибки, сообщая о каком-то дефекте. Водитель может повернуть руль на целый оборот, но из-за дефекта система не получит соответствующего сигнала, что может закончиться заносом. Особо опасен такой дефект на скользкой дороге, покрытой водой или льдом, особенно, если за рулем водитель, не имеющий достаточного опыта езды в таких условиях, то поездка может плохо закончиться. Если в системе появляется какой-то дефект, то на панели приборов начинает гореть соответствующий индикатор.
Приводной ремень
Чтобы передать мощность от двигателя к системе управления, используют ременные передачи. У некоторых авто она предусматривает только один ремень, у других их несколько. Одна из причин, почему руль тяжело поворачивать, это как раз проскальзывание приводного ремня.
Случается и так, что ремень разрывает в дороге. При этом можно услышать характерный шлепок, стук, исходящий из подкапотного пространства. На приборной панели могут загораться сигнальные лампы.
При наличии насоса гидроусилителя, при выходе из строя ремня вращать руль станет тяжело.
Есть несколько характерных проблем, связанных с приводным ремнём:
Износ. Обычно проявляется в виде визга из-под капота, поскольку ремень начинает скользить. Решается проблема только заменой.
Утечка масла в зоне расположения ремня. Сначала нужно устранить причину течи, а затем поменять ремень.
Неправильное натяжение
Правильно установить ремень крайне важно. Если сделать эту процедуру некорректно, тогда элемент быстро износится и придёт в негодность
Придётся менять раньше времени.
В большинстве случаев проблемы с ремнём можно решить лишь путём замены.
После замены рулевой рейки руль сам крутится
Такая проблема встречается на рейках с любым типом усилителя, а причина ее всегда либо в ошибке, либо в халатности работника СТО, занимавшегося ремонтом или заменой этого агрегата. На машинах с ГУР чаще всего причиной становятся перепутанные перепускные трубки, а на авто с ЭУР оголенная проводка или другие электрические дефекты.
Помните, если руль сам крутится в любую сторону, ездить на такой машине нельзя, сначала нужно найти причину проблемы все правильно установить и устранить дефекты электрики. Помните, если такой дефект, как и тугой руль, появился после ремонта рейки, то виноват в этом только работник автосервиса.
Разница в поведении руля на холодную и на горячую
Автомобилисту стоит обратить внимание на то, туго ли крутится руль в машине на холодную и на горячую. Случается так, что руль крутится тяжело только на холодную, но после прогрева всё нормализуется
Либо же на холодную всё нормально, а вот после небольшого пробега руль тяжелеет.
Рассмотрим 2 ситуации отдельно.
- На холодную всё хорошо, после прогрева плохо. Здесь наверняка речь идёт о линейном расширении материалов. Температура повысилась, и некоторые компоненты изменились в размерах. Какие-то детали из-за неправильной установки или низкого качества подклинивают. Нужно приподнять авто, покрутить руль в разные стороны и определить, на каких участках происходит подклинивание. Дальше уже замена или ремонт.
- На холодную всё плохо, а после прогрева поведение нормализуется. Тут наверняка дело в загустевшем масле. Если с такой ситуацией водитель столкнулся зимой, переживать не стоит. Если это повторяется круглый год, стоит почистить фильтр, заменить рабочую жидкость.
Потенциальных проблем, связанных с тугим вращением руля, действительно много.
Начинать проверку лучше с наиболее безобидных, легко решаемых и очевидных неполадок. По мере их исключения вы в итоге найдёте источник неприятностей и сможете решить проблему. Своими руками либо с помощью специалистов – это уже зависит от вашего уровня мастерства, доступных инструментов и желания заниматься всем этим самостоятельно. Некоторым объективно проще и легче обратиться в автосервис, доверив при этом машину проверенным и квалифицированным специалистам. Решать вам.
Диагностика рулевой рейки после ремонта
Вне зависимости от причин, по которым вы приняли решение о ремонте или замене рулевого управления, а также делали это самостоятельно или обращались в СТО, после окончания работ обязательно проведите диагностику. Для этого:
- Проверьте уровень жидкости в бачке гидравлического усилителя руля.
- Заведите двигатель и пока автомобиль стоит на месте, покрутите руль влево-вправо. Он должен крутиться с тем же усилием, что и обычно. Помните, на машинах без усилителя руль тугой, поэтому на месте его довольно тяжело крутить, приходится прикладывать серьезное усилие.
- Послушайте звук работы насоса, он должен едва слышно гудеть, усиление звука допустимо, когда руль вывернут в любую сторону почти до упора.
- Садитесь за руль и начав движение, выполняйте различные маневры. Проедьтесь по не слишком большим неровностям, например, «лежачему полицейскому». Нигде ничего не должно стучать.
- Смотрите на панель приборов, там не должно гореть никаких предупреждающих индикаторов.
- Если все нормально, заглушите мотор и еще раз проверьте уровень жидкости в бачке ГУР.
Если такая проверка не выявила неправильной работы рулевой рейки после ремонта, то ездить на машине можно.
Причины тугого вращения
Теперь следует разобраться с тем, из-за чего так тяжело крутится автомобильный руль, основываясь именно на узлах с гидроусилителями. Это самые распространённые системы, которые нельзя назвать ненадёжными. Многое зависит от отношения к авто и от изначального качества исполнения механизма.
Чаще всего подобные ситуации связаны с последствиями износа элементов, с несвоевременным обслуживанием машины, с экстремальными нагрузками, которым подвергает автомобиль водитель. Опираясь на некоторые знания и навыки, проблемы можно диагностировать на ранней стадии. Сделать это реально своими силами либо обратившись в автосервис. Главное — предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации и вернуть узлу нормальную работоспособность.
Практика показывает, что основные причины, из-за которых руль на машине стал тяжелее крутиться, связаны с:
- давлением в шинах;
- положением колёс;
- гидроусилителем;
- гидравлическим насосом;
- компонентами рулевой системы и пр.
Ясно одно, что тугой руль — это не норма для современного автомобиля. Все причины следует рассмотреть отдельно и решить, как действовать в той или иной ситуации.
Общие причины
Если
проблема появилась не сразу, а нарастала постепенно (например, в течение месяца),
нужно проверить приводной ремень — вероятно, он проскальзывает. Тогда насос ГУР
теряет эффективность, что приводит к затруднению управления машиной. Нужно провести
осмотр привода на работающем и остановленном двигателе. Натяжка ремня должна
быть оптимальной, изделие лишено трещин, потертостей и масляных подтеков. При
запущенном моторе привод должен крутиться без свиста и проскальзываний.
Если
при повороте приходится прикладывать большое усилие, возможно, понизился
уровень масла в бачке ГУР. Это могло произойти по таким причинам:
- уровень масла не
контролировался; - гидроусилитель руля
износился; - поврежден элемент
ГУР.
Гидроусилитель
состоит из множества мелких элементов, которые время от времени ломаются. Если
шайба или прокладка износились, связь элементов механизма нарушается, ощущается
тугость рулевого управления.
Тугой
руль может быть следствием нарушений в работе развал-схождения. Это серьезная
неисправность, которая образуется после аварии или въезда в глубокую яму. Еще
одна причина того, что руль начинает тяжело вращаться — изношенная колесная
резина. Эта проблема решается путём смены покрышек.
Если
насос гидроусилителя имеет дефект, при работе он издает характерные звуки. В
этом случае нарушается циркуляция рабочей жидкости в системе.
Если
машина сразу после старта ведет себя иначе, чем после продолжительной езды,
значит, характеристики элементов рулевого управления нарушены. Здесь возможны 2
варианта развития событий:
- С холодным двигателем руль
вращается легко, а после прогрева тяжелеет. - С холодным двигателем
вращение затруднено, а после небольшого пробега ситуация нормализуется.
Первая
ситуация связана с плохим подбором допусков и посадок в рулевой системе. Из-за
высокой температуры элементы расширяются, и если зазор отрегулирован
неправильно, происходит заедание элементов. Вторая проблема — результат
загустевания масла или забитого фильтра.