Какие тормозные жидкости бывают
В данный момент на международном уровне принята классификация тормозных жидкостей DOT. В зависимости от характеристик жидкости, ей присваивается градация DOT. Все тормозные жидкости можно разделить на два больших лагеря:
- Тормозные жидкости, основа которых выполнена на гликолях и полиэфирах борной кислоты. Сюда относятся жидкости класса DOT1, DOT3 и DOT4. Такие жидкости служат около 2-3 лет, в зависимости от качества используемых в них присадок и режима эксплуатации. Главный недостаток подобных жидкостей – большое поглощение воды из окружающей среды, что является одной из особенностей гликолей;
- Тормозные жидкости, основа которых выполнена из силикона. Сюда относятся жидкости классов DOT1/ABS и DOT5. Поскольку силикон значительно меньше поглощает воду, срок службы у таких жидкостей больше – около 5 лет.
Важно заметить, что, несмотря на больший срок службы жидкостей, выполненных на основе силикона, это вовсе не значит, что их предпочтительно заливать в тормозные системы всех без исключения автомобилей. Характеристики тормозной системы чаще всего подстроены под работу с определенной жидкостью, и заливать следует тот вариант, который рекомендован производителем автомобиля
Как часто менять тормозную жидкость
Когда рассматривались виды тормозной жидкости в начале статьи, мы указывали, что среднее время их эксплуатации зависит от состава и используемых присадок. Соответственно, для различных тормозных жидкостей временные интервалы замены будут отличаться.
Но есть параметр, который позволяет точно определить, что тормозную жидкость пора менять – это процент влаги в ней. Если в тормозной жидкости накопилось 3,5% влаги, то ее необходимо срочно заменить, поскольку температура кипения такой жидкости снизилась до 140-160 градусов по Цельсию, что крайне мало для грамотной работы системы.
Обратите внимание: Как известно, в большинстве автомобилей используется от 500 до 1000 мл тормозной жидкости. Соответственно, 3,5% — это всего около 35 мл
Чтобы узнать, как много воды содержится в тормозной жидкости, можно использовать специальный прибор. Он продается в специализированных автомобильных магазинах, а также на Aliexpress и в подобных магазинах. Стоимость прибора не более $10, а его задача – определять, как много воды скопилось в тормозной жидкости. Прибор очень простой в использовании, и его не помешает иметь каждому автовладельцу.
Тестер тормозной жидкости
Точно определить срок, когда возникла необходимость обслуживания, довольно сложно. Теоретически существует возможность проверки параметров как новой, так и бывшей в эксплуатации тормозной жидкости с помощью специального тестера, замеряющего электропроводность состава.
Предполагается, что чем больше в составе воды, тем выше электропроводность. Но не всё так просто.
- Прибор по-разному реагирует на химический состав используемых изготовителями присадок.
- Имеющиеся в продаже модели тестеров не отличаются высоким качеством и достоверностью показаний. Впрочем, не исключено, что именно вы станете обладателем устройства, не имеющего этих недостатков.
- Более совершенными считаются модификации, у которых предусмотрена регулировка параметров по эталону. Но в этом случае остаётся открытым вопрос о том, где взять для этих целей эталонную тормозную жидкость.
Надёжные и способные дать достоверные показания модели приборов стоят дорого.
А потому лучше производить не замеры, а рекомендованное в технической спецификации автомобиля обслуживание.
Действия при замене тормозной жидкости без прокачивания тормозов
замена ТЖ начинается с тормоза заднего колеса, находящегося с правой стороны. Для начала работы колесо надо снять. Ключом на 10 ослабить штуцер на суппорте, предварительно натянув на него трубку от капельницы и опустив один ее конец в емкость.
Часто надавливая на педаль управления тормозом, слить из резервуара триста грамм гидрожидкости, затянуть штуцер. Во время этого процесса надо контролировать, сколько ТЖ остается в резервуаре. Когда уровень приближается ко дну резервуара, требуется доливать гидрожидкость. Опять открутить штуцер и слить еще 200 грамм ТЖ, контролируя ее уровень в резервуаре. Затянуть штуцер и снять трубочку:
подобную операцию проделать на остальных колесах, соблюдая очередность — правое сзади — левое впереди, левое сзади — правое впереди.
Зачем менять тормозную жидкость
Тормозная жидкость выполняет определенную функцию в процессе торможения. В момент воздействия на педаль тормоза, она оказывает давление на колесные цилиндры от ГТЦ. В случае ее нехватки в системе, машину нельзя эксплуатировать. А в случае утечки, тормозные цилиндры на колесах могут и вовсе не сработать.
Использование старой или некачественной жидкости может привести автомобиль к следующим поломкам:
Неисправность | Причина | Как устранить |
Разбухание прокладок ГТЦ (педаль не возвращается в исходное положение) | Использование жидкости неподходящего класса, наличие в ней осадка или минеральных масел | Промывание всей системы гидропривода, замена поврежденных уплотнительных элементов, замена жидкости, удаление воздуха из системы |
Заедание поршня суппорта (педаль не возвращается в исходное положение) | Использование старой или некачественной жидкости | Очистка и прокачка всей системы гидропривода |
Наличие воздуха в тормозной системе, износ шлангов (снижение усилия при нажатии на педаль) | Использование старой тормозной жидкости с большим % влаги | Удаление воздуха, замена шланга, замена тормозной жидкости |
Мягкая педаль, низкая эффективность торможения | Использование тормозной жидкости с низкой температурой кипения | Замена тормозной жидкости и удаление воздуха из системы |
Вода в тормозной жидкости так же способствует окислению механизмов. Это непосредственно оказывает влияние на общий износ суппортов, тормозных дисков, ГТЦ и тормозных трубок.
А можно ли доливать тормозную жидкость другого производителя или марки в бачок
Сходить купить 1 литр ТЖ – казалось бы, что тут особенного. Пришел в магазин, заказал, оплатил и с довольным видом пошел в гараж. Так было раньше, когда из всех предприятий автохимии на слуху был лишь один – Дзержинский завод. Сейчас же можно не только с легкостью перепутать дизельное и бензиновое масло , а и составы системы торможения. Ведь на рынке даже у экспертов порой разбегаются глаза. Тут тебе и Rosdot, и Sintec, и еще пачка схожих названий.
Что сделает недобросовестный водитель? Возьмет любую, да и пойдет себе с мыслью побыстрее решить вопрос. Автолюбители спешат предупредить такое безразличие. Операция смешивания конечно допустима и производитель даже указывает, с какими составами удобоварим его продукт. Вопрос в том, можно ли доливать тормозную жидкость другой марки, когда потребитель не в курсе происхождения уже залитой эмульсии.
Несомненно, шифр текущего состава можно подсмотреть в книге по эксплуатации. А что, если она потеряна, или автомобиль куплен с рук. В общем, при неясности положения рекомендуется полностью менять рабочее тело. Чего уж точно не стоит делать – так это вливать ТЖ с низкой температурой кипения. Опасно.
Источник
Алгоритм замены
Последовательность действий по замене тормозной жидкости немного отличается у машин с АБС и без таковой. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС входят в один узел, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор расположен отдельно, то замену нужно выполнять на СТО, поскольку для этого нужно специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.
Перед описание непосредственно замены тормозной жидкости по регламенту, необходимо уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров тормозной системы. Поэтому перед ее выполнением уточните в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы понимать, в какой последовательности и что делать.
В частности, от этого зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем меняют жидкость на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же система диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.
Периодичность замены
Сроки замены тормозной жидкости зависят от:
- модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
- используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
- условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:
Тестер тормозной жидкости
- через 2. 3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
- если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
- при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
- в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).
Что выбрать?
При разработке системы гидропривода тормозов проектировщики заранее определяют, какого стандарта состав будет использоваться. А потому вопрос, какая тормозная жидкость лучше, не имеет смысла.
Точная информация, с указанием стандарта, обязательно содержится в технической спецификации автомобиля.
Лейте то, что рекомендовано производителем. Эксперименты могут обойтись слишком дорого. Что до конкретного бренда, то лучше доверять не красивой этикетке, а сертификатам соответствия, которыми добросовестный поставщик в обязательном порядке сопровождает товары, реализуемые через торговую сеть.
Только так вы сможете быть уверены в качестве используемой продукции и избежать подделок.
Проблемы, возникающие после смены ТЖ
Разобравшись с вопросом, как заменить тормозную жидкость, автовладельцы нередко после проведения процедуры сталкиваются с проблемой попадания воздушных пузырьков в систему. Чтобы избавиться от них, им потребуется прокачать тормоза, т.к. наличие даже самых небольших пузырьков негативно отражается на работе ТС.
При наличии воздуха в системе, тормозная жидкость распределяется неравномерно. Из-за этого сжатие тормозных колодок происходит асинхронно. Соответственно, торможение колес происходит по-разному. Это нередко приводит к тому, что водитель в один момент просто теряет управление.
Перед прокачкой тормозов стоит перепроверить уровень жидкости в баке. Она должна заполнять бак минимум наполовину. Заливать жидкость следует точно такую же, которая уже находится внутри бака. После этого следует осмотреть систему на предмет протечек. Если обнаружилась течь, значит, проблема заключается в шлангах. При отсутствии каких-либо дефектов можно приступать к прокачке ТС.
Теперь рассмотрим, как поменять тормозную жидкость на автомобилях с ABS
Вообще то, если у Вас тормоза с ABS, а особенно если узлы ABS не в одном блоке, то замену тормозной жидкости лучше проводить на сервисе.
Если узлы ABS сосредоточены в одном блоке, то поменять тормозную жидкость можно и обычным способом в гаражных условиях.
Однако без включенного зажигания Вам здесь уже не обойтись.
Обратите внимание на то, что работа насоса ABS не должна превышать 2-х минут. Обязательно следите за уровнем жидкости в дополнительном бачке, так как это может привести не только к завоздушиванию системы, но и к выходу из строя насоса
Обязательно следите за уровнем жидкости в дополнительном бачке, так как это может привести не только к завоздушиванию системы, но и к выходу из строя насоса.
Замена тормозной жидкости с абс происходит по их прокачки.
Как прокачать тормоза с АБС можно прочитать здесь.
Надеюсь, что благодаря данной статье, Вы уже сможете самостоятельно поменять тормозную жидкость.
Но прежде чем приступать к работе по замене тормозной жидкости, изучите руководство по эксплуатации автомобиля, ведь в каждой модели авто есть свои тонкости и нюансы, которые следует знать.
Порядок работы при замене тормозной жидкости
Когда владелец машины решает, что нужна замена тормозной жидкости, ему надо к этому процессу серьезно подготовиться.
В первую очередь хозяину машины надо уточнить, какого класса гидрожидкость залита в его автомобиле.
Затем водителю требуется выяснить сколько жидкости нужно для того, чтобы выполнить ее замену по полной программе, а также какое количество бутылок с необходимой тормозной жидкостью надо приобрести в автомагазине
Сделать это лучше самому, чтобы быть уверенным в качестве этого важного элемента системы тормозов
Следующим этапом, надо определиться — как поменять тормозную жидкость.
- Самый простой способ — это обратиться в сервисный центр или СТО. Во всех серьезных специализированных организациях по техобслуживанию имеются специальные установки для замены ТЖ. Через пятнадцать минут машину можно забирать. Кроме того, специалисты в этих центрах точно знают сколько и какого качества жидкость должна быть залита в конкретном автомобиле. До того как приступать к работе, они могут проверить, а стоит ли именно сейчас производить эту замену.
- Если нет возможности обратиться к специалистам или нет нужных средств, возможна замена тормозной жидкости своими руками. В таком случае деньги будут потрачены только при покупке гидрожидкости для тормозов. Однако, сколько времени эта работа займет, будет зависеть от квалификации автовладельца и наличия оборудованного места для ремонта, а также имеющегося инструмента. По опыту, в среднем, через один-два часа работа может быть закончена. Тем не менее количество потраченных часов на такую работу не должно расстраивать водителя. Приобретенный опыт может оказаться полезным, в случае поломки в ТС на трассе. Надо также иметь в виду, что при самостоятельной работе по замене тормозной жидкости нужен помощник, который бы давил на педаль тормоза.
Замена тормозной жидкости возможна как с прокачкой тормозов, так и без прокачки.
Периодичность замены
Срок службы ТЖ зависит от ее химического состава. Сегодня на рынке автомобильной продукции представлены различные образцы ТЖ, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Производители тормозных жидкостей дают автовладельцам разные рекомендации по поводу периодичности замены.
Сегодня жидкости классифицируются по следующим параметрам:
DOT-3 — стандартный и самый популярный вариант. Владельцы часто приобретают эту жидкость из-за низкой стоимости при высоком качестве. Главный недостаток этого вида — высокая гигроскопичность. Менять такую ТЖ нужно не реже одного раза в 2 года.
DOT-4 — продукт, в составе которого присутствуют присадки. Они связывают конденсат и вытесняют влагу. В составе есть полиэтиленгликоль. Несмотря на это, эксплуатировать жидкость дольше 2-х лет нельзя.
DOT-5 — качественная жидкость на основе силикона. Такое вещество практически не гигроскопично. Срок эксплуатации составляет 4-5 лет. Однако у этой жидкости есть несколько недостатков: высокая цена и способность накапливать в системе влагу, замерзающей при низкой температуре.
DOT-5.1 — жидкость, предназначенная для спортивных авто. Она обладает высоким показателем гигроскопичности, поэтому менять ее следует раз в год.
DOT-5.1/ABS — жидкость, разработанная для машин с системами ABS. Срок эксплуатации — 24 месяца.
Автовладельцы часто задаются вопросом, как заменить тормозную жидкость в автомобиле, если в системе уже есть какая-то другая жидкость. Смешивать между собой эти разновидности ТЖ разрешается, но временно. Через несколько дней следует произвести замену отработанной жидкости на новый материал. Однако добавлять полиэтиленгликолевый состав к смеси на основе силикона запрещено!
Можно ли смешивать тормозную жидкость?
Существует несколько классов тормозной жидкости, самые популярные из них: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.
Как Вы уже поняли, основное их отличие это температура кипения и абсорбция влаги. Чем выше температура кипения – тем лучше жидкость, соответственно и дороже.
Тормозная жидкость класса DOT 3 и DOT 4 сделана на гликолевой основе, а вот DOT 5 изготавливается уже но основе силикона и не смешивается с водой.
Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3, ДОТ-5.1, а вот мешать их с ДОТ-5 категорически запрещается. Смешивание жидкостей несовместимых классов выведет тормозную систему из строя.
4 306
Конструкция тормозной системы
Тормозная система на легковой машине включает в себя:
- педаль управления тормозом;
- вакуумный насос;
- главный тормозной цилиндр;
- бачок ГТЦ (главного тормозного цилиндра);
- трубопроводы;
- тормозные механизмы всех колес.
Основные элементы системы можно разделить на:
- исполнительные — это рабочие тормозные цилиндры, диски тормозов, барабаны и тормозные колодки;
- привод ТС, который на легковых машинах часто бывает гидравлическим, то есть рабочим телом в нем является специальная жидкость.
Два контура гидропривода — это надежность ТС. Они не зависят друг от друга. Один связывает правое, находящееся впереди колесо и левое, размещенное сзади. Второй — левое впереди и правое сзади машины. Когда отказывает какой-нибудь из них, другой продолжает работать, хоть и не так эффективно.
Последовательность замены
В большинстве случаев замена тормозной жидкости проводится по следующему алгоритму (первый, так называемый последовательный способ):
- Машина загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы был нормальный доступ к тормозным цилиндрам (их штуцерам).
- С машины снимают все колеса.
- Надеть на штуцеры тормозных цилиндров плотные шланги, второй конец которых поместить в пластиковые бутылки.
- Откачать с помощью шприца ТЖ из расширительного бачка.
- Отвернуть штуцеры и убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим).
- При этом обязательно нужно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, дабы не завоздушить тормозную систему.
- Контролировать количество жидкости в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая ТЖ (ее вы легко определите по цвету), сразу же необходимо закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200. 300 мл.
- После того как из всех штуцеров полилась новая ТЖ необходимо проконтролировать момент их затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Не забудьте надеть защитные колпачки!
Если у вас нет возможности загнать автомобиль на подъемник или эстакаду, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Соответственно, и доливать систему каждого колеса необходимо по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Очень желательно для этого все же загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы у вас был нормальный доступ к цилиндрам.
Второй метод замены, параллельный подразумевает выполнение следующих действий:
- отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
- полное опустошение магистралей тормозной системы;
- завинчивание штуцеров;
- постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.
Как было упомянуто выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его малого удобства и трудовых и временных затрат его редко используют.
Виды тормозных жидкостей
Любая автохимия, в том числе и ТЖ, изготавливается с соблюдением международных и отечественных норм. Сегодня в производстве существует два стандарта качества:
- FMVSS No 116 – документ разработан Департаментом транспорта США. Классификация жидкости по этому стандарту бывает от DOT-1 до DOT-5.
- SAE J1703 и SAE J1704 – документ издан Обществом автомобильных инженеров.
Чаще при производстве тормозных жидкостей используется американская классификация, вторая пользуется значительно меньшим спросом. Помимо перечисленных существуют тормозные жидкости на основе минеральных масел. Они имеют совершенно другие стандарты производства, но и применяются очень редко. Поэтому ниже поговорим о классах DOT, сюда входят:
- DOT-1 и DOT-2 – на сегодня устарела и практически не применяется;
- DOT-3 и DOT-4 – наиболее популярные тормозная жидкость на сегодня, основа их состава полиэтиленгликоль;
- DOT-5 – также популярная тормозная жидкость, состоит из силиконов;
- DOT-5.1 – тот же DOT-4, но с улучшенным составом, обладает лучшими свойствами.
Каждая из перечисленных тормозных жидкостей делится на две категории:
- Для авто без АБС.
- Для авто с АБС.
Данные по категории можно найти в названии на таре. У нас также встречаются дополнительные классы тормозных жидкостей, сюда входят: ДОТ-4.5, ДОТ-4+, ДОТ-4* и т.п. На самом деле они не отличаются от обычного стандарта, а дополнение — это скорее хитрый маркетинговый ход.
Подготовка к замене тормозной жидкости автомобиля с АБС: условия и необходимый инструментарий
В процессе обслуживания системы замедления авто необходим свободный доступ к рабочим цилиндрам каждого колеса. Поэтому наиболее подходящим местом для произведения работ является смотровая канава или эстакада.
При выполнении процедуры понадобится помощник и набор приспособлений:
- набор рожковых ключей;
- медицинский шприц большого объема и соответствующий диаметру наконечника шланг длиной около 10-15 см (альтернатива – груша);
- тара для извлекаемой тормозной жидкости;
- трубка длиной 20-30 см; диаметр – немного меньше диаметра штуцера на тормозных цилиндрах (для обеспечения натяга).
Этапы работы
Опытные водители сами меняют ТЖ. Это возможно сделать двумя способами: с прокачкой тормозов и без. Рассмотрим порядок замены ТЖ в обоих случаях.
Замена с прокачкой проводится так:
- Автомобиль поднимается на домкрат.
- Колёса снимаются, чтобы упростить работу с механизмами тормоза.
- Открывается крышка бачка, куда заливается жидкость.
- Снимается защитный колпачок со штуцера для прокачки воздуха.
На клапан вдевается тонкий шланг, другой конец которого помещается в пустую пластиковую бутылку.
Ассистент из салона резко надавливает на педаль тормоза 5 раз, соблюдая интервал между нажатиями в 1 секунду.
Штуцер открывается на пол-оборота, в ёмкость начинает стекать «тормозуха» с пузырьками воздуха или без них.
Прокачка продолжается до тех пор, пока не пойдёт чистая жидкость, без пузырей.
Клапан закрывается.
В бачок заливается новая ТЖ.
Проверяется состояние тормозов.
А вот как выполняется процедура без прокачки:
- Проверяется, сколько ТЖ осталось в бачке.
- Снимается правое заднее колесо.
- Ослабляется штуцер на суппорте.
- В клапан вдевается шланг, помещённый свободным концом в ёмкость.
- Из главного цилиндра сливается порядка 300 г жидкости (для этого нужно нажать на педаль), затем штуцер затягивается.
- Доливается новая жидкость.
- Процедура повторяется, сливается ещё 200 г.
- Штуцер окончательно закрывается, трубочка снимается.
Операцию по сливу отработанной DOT проводят на всех 4 колесах автомобиля. Рекомендуется начинать замену с правого заднего колеса и заканчивать правым передним.
Заботливый владелец автомобиля понимает, насколько важно соблюдать периодичность замены и проходить техническое обслуживание своевременно. В ходе проверки и смены рабочих жидкостей можно заодно провести ремонт стартера или генератора в общем.