Виды тормозных жидкостей
БСК
Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого
образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали
самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым
или изоамиловым спиртом.
БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных
системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных
температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.
Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом
коррозионно-агрессивна к латуни и меди.
LHM — Liquide Hydraulique Minérale
Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное
масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других
гидравлических узлах (ГУР и подвеска).
«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» –
гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на
уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.
Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.
DOT-3
Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».
Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать
1500 мм2/с.
DOT-4
От третьего класса отличается улучшенными характеристиками.
В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты
(соли борной кислоты), связующие воду.
Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.
DOT-4 CLASS 6
К этому классу предъявляются повышенные требования в
отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех
прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для
«сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно.
Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.
DOT-5
Тормозная жидкость имеет силиконовую основу
(кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании
силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).
Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).
Минимальный нижний порог
кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость
900 мм2/с.
Плюсы силиконовых составов:
- Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
- Гидрофобны – не поглощают влагу.
- Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
- Служат значительно дольше.
DOT-5.1
Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих
высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную
систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала
показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не
ниже показателей 260 и 180 градусов.
DOT-5.1/ABS
В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и
силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный
вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.
По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего
класса.
Совместимость и замена
ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.
Какие бывают тормозные жидкости
Тип тормозной жидкости
Если все стандарты ТЖ соединить воедино, добавив к ним регламентированные характеристики, то получится очень наглядная и полезная сводная таблица стандартов и характеристик
DOT
FMVSS № 116 |
ISO
4925 :2005 |
SAE |
Кинематическая вязкость при минус 40°С
(мм2/с) |
Кинематическая вязкость при плюс 100°С
(мм2/с) |
Температура кипения свежей («сухой») ТЖ
(°С) |
Температура кипения старой (до 4% влаги) ТЖ
(°С) |
DOT 3 | Class 3 | J1703 | < 1500 | > 1.5 | > 205 | > 140 |
DOT 4 | Class 4 | J1704 | < 1800 | > 1.5 | > 230 | > 155 |
DOT 4 | Class 6 | ̶ | < 750 | > 1.5 | > 250 | > 165 |
DOT 5 | Class 5 | J1705 | < 900 | > 1.3 | > 260 | > 180 |
DOT 5.1 | Class 5-1 | ̶ | < 900 | > 1.5 | > 260 | > 180 |
Тормозные жидкости разных стандартов DOT на примере гаммы компании Ferodo
Гоночная тормозная жидкость DOT 5
Несомненная «королевская жемчужина» автоспорта, знаменитая марафонская «24 часа Ле-Мана» дала мировому автомобилестроению наибольшее количество инноваций, которые стали настолько привычны, что мы даже не задумываемся об их происхождении из Ле-Мана: дисковые тормоза, «дворники»-стеклоочистители, системы впрыска топлива, турбонаддув, и др. Особенность этого марафона – практически ни одна из гонок на протяжении почти 100 лет её истории, не обходилась без дождя. И это при том, что скорости здесь – рекордные, недоступные Формуле 1, ИндиКар и NASCAR. В 1988 году прототип WM-P88 Peugeot развил на «Унодьерской прямой» трассы 405,12 км/ч! И этот рекорд не побит до сих пор ни кем ни на одной из трасс мира.
Так вот именно «24 часа Ле-Мана» стала местом появления здесь около 20 лет назад «гоночной» тормозной жидкости, известной, как DOT 5, «силиконовой». В её составе – действительно жидкосиликоновые ингредиенты. Она была бы идеальной для массовых авто благодаря своим потрясающим характеристикам:
Peugeot 908 HDi FAP ‘2009 — самый мощный в истории гонок на выносливость прототип тормозит перед поворотом
Обратите внимание на раскалённые докрасна керамические тормозные диски. Однако, есть недостаток, напрочь перечёркивающий её массовое применение – полное отсутствие смазывающих свойств
Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами гонки, после чего он поступает в капитальный ремонт, такого «срока жизни» вполне достаточно. Тормозная система болида не успевает износиться настолько, чтобы начать доставлять проблемы. Рекорд «24 часа Ле-Мана» – 5410 километров за одни сутки. Тормоза с силиконовой ТЖ обычно рассчитывается на беспроблемную работу в течение 7000 км. Для гоночного прототипа этого – более, чем достаточно, чтобы доехать до финиша и победить. Но для «обычного» автомобиля такое – абсолютно неприемлемо. Если снабдить простой Пежо, Ситроен, Тойоту, Ниссан, Рено или Форд системой с DOT 5 – авто будет идеально тормозить, но к очередному ТО в 10-15 000 км, машине придётся менять абсолютно всё, касающееся тормозов из-за крайней степени износа
Однако, есть недостаток, напрочь перечёркивающий её массовое применение – полное отсутствие смазывающих свойств. Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами гонки, после чего он поступает в капитальный ремонт, такого «срока жизни» вполне достаточно. Тормозная система болида не успевает износиться настолько, чтобы начать доставлять проблемы. Рекорд «24 часа Ле-Мана» – 5410 километров за одни сутки. Тормоза с силиконовой ТЖ обычно рассчитывается на беспроблемную работу в течение 7000 км. Для гоночного прототипа этого – более, чем достаточно, чтобы доехать до финиша и победить. Но для «обычного» автомобиля такое – абсолютно неприемлемо. Если снабдить простой Пежо, Ситроен, Тойоту, Ниссан, Рено или Форд системой с DOT 5 – авто будет идеально тормозить, но к очередному ТО в 10-15 000 км, машине придётся менять абсолютно всё, касающееся тормозов из-за крайней степени износа.
Разумеется, прогресс не стоит на месте. На некоторых сверхдорогих суперкарах в их тормозах работает DOT 5. Так что её использование на «обычных» авто – дело времени. Это – обязательно произойдёт. Но – не сегодня!
Спецификация DOT
Согласно DOT
4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT
4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.
В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.
В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.
Важные характеристики
Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5%
составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и
ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых
уплотнителей.
Соответствие тому или иному классу определяется следующими
параметрами:
- Температурой кипения «сухой» жидкости;
- Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
- Кинематической вязкостью при температуре -40.
Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра
должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости
меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию
цветных металлов.
Температура
кипения
Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения
образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии
большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи
его на цилиндры.
Вязкость
Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой
становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать
значение 1800 мм2/с при температуре -40C.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги
в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества
воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о
превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку
тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем
уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще,
нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев
жидкости и изменение ее физических характеристик.
Какую жидкость выбрать и по каким параметрам?
Выбор по эксплуатационным параметрам
Фрагмент руководства по эксплуатации Citroen C3 Picasso о типе применяемой тормозной жидкости
В «мануалах» современных автомобилей в большинстве случаев о теме тормозов написана лишь короткая фразка: DOT 4. Разумеется если указано «DOT 5.1» – использовать только её, так как на нынешний 2021 год – это самая совершенная из ныне существующих тормозных жидкостей и ничего лучше пока не создано. Некоторые бренды предлагают DOT 5.1/ABS с небольшим добавлением силиконовых ингредиентов. Однако на поверку оказывается, что характеристики – точно такие же, как у «обычной» DOT 5.1 при более высокой цене, а позитивный эффект на уровне «погрешности измерений».
Другое дело, если в сервисной книжке указана «просто» DOT 4. Здесь у Вас большая свобода действий по применению ТЖ и даже улучшению работы тормозов в определённых условиях эксплуатации.
Указание «DOT 4» обычно подразумевает «по умолчанию» использование Class 4, т.е. обычную «тормозуху». Это оправдано, если машина ездит в относительно тёплых краях, где не бывает сильных морозов, а снег, если и бывает, то всего пару месяцев в году. В то же время, для таких «тепличных» условий мы рекомендуем использовать вместо DOT 4 Class 4 более «продвинутую» DOT 5.1.
Автомобиль снабжён ABS и ESP? Тогда использование для тёплого климата DOT 5.1 или DOT 4 Class 6 практически безальтернативно – хорошая тормозуха раскроет весь потенциал электронноуправляемой гидравлики и обеспечит более высокий уровень безопасности.
Однако, Россия – северная страна. На большей части нашей территории зима длится более полугода, а морозы ниже – 15°С – нормальное явление. Для таких условий лучше подходит DOT 4 Class 6
Важное преимущество этой ТЖ – высокая текучесть и небольшая вязкость при низких температурах (750 мм2/с вместо 1800 мм2/с у Class 4 и 900 мм2/с у DOT 5.1). Class 6 и был создан для стран с холодным климатом, то есть – для нашей с Вами страны в том числе
Низкая вязкость при морозах вплоть до сибирских, позволит ESP и ABS работать столь же эффективно, как при +20°С
Это особенно важно при движении по льду и укатанному снегу, на которых любое неосторожное движение рулём или педалями может спровоцировать занос или неожиданную потерю траектории движения. Так облегчите электронно-гидравлическим системам работу по обеспечении Вашей безопасности и целости Вашего автомобиля
Выбор по бренду
Следует учесть, что степень требований и проверки соответствия нормативам сейчас настолько высоки, что этот вопрос не имеет той степени остроты, которую вкладывают в процесс его решения. Если выбор ведётся среди мировых авторитетов, например: ATE, BASF, Bosch, Brembo, Castrol, Ferodo, Hella/Pagid, Pentosin, Shell, Textar, TRW и Yacco – можно смело применять практически любую из понравившихся. Все они будут на одинаково высочайшем уровне характеристик. Но если хозяин «пепелаца» жаждет жмотски выкроить «30 серебренников» из своего же кармана, не задумываясь о том, что экономит на своей безопасности, то здесь мы обязаны призвать к тому, чтобы выбрать:
Примеры тормозных жидкостей DOT 4 Class 6 известных и солидных брендов ГСМ
ТЖ – слишком деликатный товар, от которого, порой, зависит жизнь, пусть не водителя и пассажиров, а других участников движения, соседей по потоку, прохожих и случайных людей, просто проходящих мимо.
Российские производители? Почему бы и нет! Почитайте результаты сравнительных тестов в редакциях солидных СМИ. Почитайте отзывы. Среди отечественных жидкостей тоже есть достойные продукты.
N.B. Как показывает практика, в России – любые автомобили Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng и Samand следует заправлять жидкостью DOT 4 Class 6 или в южных районах DOT 5.1.
Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
Тормозная жидкость в автомобиле передает усилие давления от ГТЦ (главный тормозной цилиндр) до тормозных механизмов каждого колеса. Физические свойства жидкостей позволяет использовать их в закрытых контурах для моментальной передачи усилия с одного конца магистрали на другой.
Тормозная система автомобиля состоит из:
- тормозного механизма;
- тормозного привода (гидравлический, механический, электрический, пневматический и комбинированный);
- трубопровода.
Чаще всего бюджетные и автомобили среднего класса оснащаются гидравлической системой тормозов, магистраль которой заполняется ТЖ. Раньше для этого использовался бутиловый спирт и касторовое масло. Они смешивались в равных пропорциях.
Современные жидкости на 93-98 процентов состоят из эфирных полигликолей. Для повышения эффективности и надежности своей продукции производители используют различные присадки. Их количество не превышает 7%. Иногда за основу таких веществ берутся силиконы.
Что такое тормозная жидкость
Немного истории
Тормозную жидкость, как готовое изделие, советские шоферы узнали во время Великой Отечественной Войны, когда по ленд-лизу в СССР было привезено большое количество современных транспортных средств с гидравлической системой тормозов. Так, вместе с легендарными «Студебеккерами» везли нарядные канистры со спиртоглицериновой смесью для гидросистемы их тормозов. Разумеется, в основном к нам ехали грузовики, в которых остро нуждалась Красная Армия.
Подготовленные для отправки в СССР шасси Studebaker US6 для установки на них «Катюш» БМ-13
Однако и современные легковые машины в небольших количествах тоже загружались на борт транспортных судов, отправлявшихся из Америки и Англии в Россию. В некогда очень известном фильме «Счастливый рейс» («Машина 22-12») 1949 г. с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым в главных ролях (между прочим – отъявленными автомобилистами), начальник автоколонны, отчитывая шофёра, так и говорит: — «Может тебе «Паккард» выдать или «Линкольн» с собачкой?». Американские иномарки не были такой уж большой редкостью в автопарках столичных автоколонн.
На фото Наума Грановского 1947 года — московская АЗС и Ford De Luxe Sedan ‘1941, скорее всего поступивший в СССР по ленд-лизу
Однако первыми о ТЖ узнали отнюдь не водители, а лётно-технический состав ВВС РККА. Гидравлика широко начала применяться в нашей авиации с конца 30-х годов для уборки и выпуска шасси самолётов, хвостового колеса, закрылков и тормозов. Смесь готовили механики прямо на аэродроме. Например, в техническом наставлении по истребителю Ла-7 прямо указано, что «гидросистема заполняется смесью глицерина со спиртом следующего состава: для лета — 30% спирта и 70% глицерина, для зимы— 50% спирта и 50% глицерина по объему». В фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» есть эпический фрагмент с приготовлением спиртного напитка «Ликёр шасси», как раз из такой жидкости.
Знаменитый фрагмент с «Ликёром шасси» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Готовые растворы для тормозов в то время у нас не прижились. Для автомобилей её получали, смешивая касторовое масло с бутиловым спиртом (C4H9OH) в пропорции 50/50 по ТУ МХП СССР 1608-47. Причём, в примечаниях (пример: инструкция на «Москвич – 402» 1956 г.) указывалась возможность замены бутанола «другим спиртом, например этиловым (винным) или изобутиловым». Такая практика продолжалась до 60-х годов, когда уже почти 100% парка автомашин стали оснащаться гидравлическими тормозами, и выпуск тормозной жидкости принял промышленные масштабы. Так появились «красная» БСК – раствор по описанному выше рецепту, и «жёлтая» ЭСК – 60% касторки и 40% этилового спирта (C2H5OH). При всех плюсах (нулевая гигроскопичность, идеальные смазывающие свойства), эти «жижи» вскипали при 100-110°С, из-за чего подходили только для маломощных и медленных транспортных средств.
1956. Автомобильная стоянка в Лужниках. Для таких автомобилей тормозной жидкости «50/50: касторка + спирт» было вполне достаточно
«Революцию» в судьбе отечественных тормозных жидкостей совершило открытие Волжского Автозавода в Тольятти. Для «Жигулей», созданных по ФИАТовским лекалам, требовались современные высококипящие ТЖ на гликолевой основе. Какое-то время их поставляли из Италии, и вскоре было создано производство советского аналога ГТЖ-22 и -22М (ТУ 6-01-787–75). Состав тормозной жидкости: диэтиленгликоль (66%), этилкарбитол (32%), этилцеллозольв (3%), антикоррозионные и прочие присадки. Смесь получилась страшно ядовитой, начались тяжёлые отравления «по старой памяти» пытавшихся употребить её внутрь шоферов. Её быстро заменили «Невой», а затем «Томью», которые в какой-то мере отвечали международным стандартам DOT 1 и DOT 2.
Появившийся в 1970 году ВАЗ 2101 кардинально реформировал советскую автомобильную промышленность
Состав тормозной жидкости
Современные тормозные жидкости состоят из трёх основных компонентов: основы, растворителя и пакета присадок. Основой являются полигликоли – синтетические химические вещества, от которых зависят смазочные свойства «эликсира» для тормозов, составляющие около 20% объёмной доли. Недостаток полигликолей – высокая вязкость. Поэтому для придания смеси необходимой текучести в ней присутствует растворитель, состоящий из полигликолевых эфиров и сложных эфиров борной кислоты, занимающий до 80-85%.
Точный рецепт является секретом каждого производителя, однако «свободы творчества» здесь не наблюдается, так как соответствие международным стандартам контролируется независимыми автоклубами и обществами потребителей крайне строго, ведь это продукт, от которого напрямую зависит безопасность.
Как проверить уровень
С целью защиты от подобных ситуаций надо проводить контроль уровня и состояния DOT. Существуют особые электронные тестеры, позволяющие вычислить температуру кипения. По этим показателям можно судить о качестве залитой в систему ТЖ:
- 175°C и выше — тормозная жидкость может использоваться и дальше;
- 165-175°C — можно использовать, но не дольше года;
- ниже 165°C — нужна срочная замена.
«Тормозуха» обычно «стареет» по естественным причинам. Однако есть и другие факторы, вынуждающие автовладельца срочно обновить ТЖ:
- если произошло смешение разных составов — эксплуатационные характеристики DOT могут ухудшиться;
- если нарушилась герметичность системы и воздух попал в нее.
Роль тормозной жидкости
Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену
Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт. На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит.
Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.
Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:
- Температура кипения некачественной тормозной жидкости недопустимо мала. Если учесть тот факт, что даже хороший продукт со временем теряет свои свойства и показатель снижается до 150-170 градусов. В этой ситуации велик риск закипания, а, следовательно, появление воздушных пробок и отказ тормозной системы.
- Следующий сценарий следующий. Некачественная жидкость имеет повышенную гигроскопичность. Она довольно быстро накапливает излишнюю влагу и значительно увеличивает низкотемпературную вязкость в зимнее время. Результат всё тот же, что и в предыдущем варианте.
Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать, следует подходить очень ответственно
Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену
Главный тормозной цилиндр
Гидравлическая тормозная система оснащается главным тормозным цилиндром. Эта деталь устанавливается на вакуумном усилителе тормоза. ГТЦ современных авто двухсекционный. В переднеприводных и заднеприводных машинах система работает по разным схемам.
- Передний привод. Чаще всего в таких авто два контура: один объединяет тормоза колес правой стороны, а другой – левой стороны.
- Задний привод. Один контур соединяет тормоза задних колес, а другой – передних.
Две секции ГТЦ и наличие двух разных контуров создано ради безопасности. Если произошла утечка ТЖ из одного контура, то тормозные механизмы другого будут срабатывать. Конечно, это заметно скажется на движении педали тормоза (увеличивается свободный ход до момента отклика), но тормоза не пропадут полностью.
В устройство главного тормозного цилиндра входят:
- Корпус. Сверху на нем установлен бачок с запасом ТЖ.
- Резервуар. Изготавливается из прозрачного пластика, благодаря чему можно контролировать уровень жидкости, не открывая крышку. Для удобства на стенках бачка нанесена шкала, позволяющая проконтролировать даже незначительные потери объема.
- Датчик уровня ТЖ. Находится в бачке. При критическом понижении уровня на приборке загорается контрольная лампочка (не все модели автомобилей оснащаются такой сигнализацией).
- Поршни. Располагаются внутри ГТЦ друг за другом по принципу «паровозика». Оба поршня подпружинены для автоматического возврата на прежнее место после окончания торможения.
- Шток вакуумного усилителя. Приводит в движение первый поршень, затем усилия передаются на второй через пружину.
Как происходит замена тормозной жидкости
Тут ничего сложного.
Метод вытеснения требует большого количества времени, зато позволяет – полностью, в наибольшей степени и в-одиночку, освежить ТЖ во всей системе вплоть до закоулков.
Прокачка делает процесс в 2-3 раза быстрее, но требует участия двоих человек, не на 100% эффективна (обычно 5-7% старой «жижи» остаётся в системе) и слишком деликатна в отношение «человеческого фактора» (один раз не успел закрутить штуцер – и система «схватит» изрядную порцию воздуха, после чего его будет крайне трудно извлечь).
Мы намеренно не будем публиковать последовательность смены тормозной жидкости по первому и второму методам, дабы не вызывать желания сделать это самостоятельно. Причин несколько:
- Если владелец произведёт смену ТЖ самостоятельно, после чего могут обнаружиться проблемы в работе ABS, ESP и/или других узлов и деталей тормозов, то в случае, если это будет иметь какие-либо трагические последствия, что без труда докажет привлечённая судом техническая экспертиза, по ЗЗПП, КоАП и УК РФ вся тяжесть произошедших событий целиком ляжет на него, отягчающим фактором, а производитель, его агенты/контрагенты и партнёры — минуют ответственности. Такова практика. Мы не имеем даже морального права склонять владельца автомобиля к непредумышленному проступку, тем более — преступлению;
- Смена тормозной жидкости у множества современных автомобилей подразумевает переведение их в так называемый «сервисный режим» с помощью фирменного диагностического компьютера и специального ПО. Даже на неофициальных, но авторитетных СТОА, такое оборудование встречается нечасто. Если проигнорировать необходимость «сервисного режима» и провести замену ТЖ «по старинке» – в гидросистеме останется изрядное количество «старой» жидкости, остатки которой быстро перечеркнут положительный эффект от замены, «деликатные» элементы системы могут получить неустранимые повреждения, а тормоза после такого мероприятия могут работать даже хуже, чем до него;
- Давно ли Вы меняли «тормозуху» самостоятельно? Если предыдущий раз это было 5-10 лет назад на каком-нибудь менее совершенном автомобиле, чем сейчас, то – даже не пытайтесь! Единственного: — «Ой! Вот это – забыл!», может быть достаточно для приведения гидросистемы в негодное для последующей езды состояние. Доверьтесь профессионалам! Как минимум, они проводят эту и подобные операции чуть ли не ежедневно и возможность допустить ошибку у них близак к «абсолютному нулю» относительно Вашей квалификации, пусть когда-то и очень высокой. Здесь риск от соотношения «сэкономленные рубли / цена возможной ошибки» – явно не в Вашу пользу! Поэтому вспомним Михаила Жванецкого: — «у любого преступления есть Имя, Фамилия и Отчество». Очень хочется, чтобы они были не Вашими.
Если на «Жигулях», «Москвичах» и «Запорожцах» самостоятельная смена «тормозухи», даже «частичная» — ещё как-то «прокатывала», то на новых авто, в конструкции которых царствуют технологии XXI века, старые приёмы недопустимы.
Можно ли смешивать жидкости DOT
Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.
Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.
Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило – ничего страшного не произойдет.
Как «стареет» тормозная жидкость?
Самой распространенной считается тормозная жидкость стандарта DOT4. Это вещество обладает значительными абсорбирующими свойствами, поэтому производители рекомендуют периодически проверять его состав и заменять через 40-60 000 км. пробега. Если автомобиль редко ездит, то обслуживание системы нужно проводить спустя два-три года.
В составе ТЖ может увеличиваться процент влажности и появляться посторонние частицы (скорость этого процесса зависит от условий эксплуатации авто). Наличие вторых можно заметить при визуальном осмотре – жидкость будет мутной. Такое происходит из-за естественного износа резиновых деталей и образования ржавчины (если хозяин авто часто игнорировал рекомендованный регламент по замене).
Повышение уровня влажности невозможно заметить визуально (в разных условиях этот процесс происходит со своей скоростью), поэтому рекомендуется периодически проверять этот показатель при помощи специального тестера.